Упражнение. Упражнения могут быть письменными и устными
Письменные упражнения в зависимости от степени самостоятельности и творческой активности учащихся бывают следующих видов: 1) упражнения, с помощью которых воспроизводится усвоенный учебный материал (пробные, тренировочные); 2) упражнения, направленные на применение полученных знаний в новых условиях (более творческие), например, решение задачи другим способом; 3) творческие упражнения, например, написание сочинения. В начальных классах широко практикуются письменные упражнения со словесным сопровождением (комментированием). Устные упражнения выполняются на вербальном или индивидуально-мыслительном уровне. Разновидности устных упражнений: 1) чтение и осмысление текстов; 2) запоминание и устное воспроизведение правил, теорем, стихотворений и пр.; 3) устное решение примеров, задач и т.п.; 4) пересказ литературных текстов; 5) выполнение грамматических и др. заданий. Графические работы.Разновидности графических работ: а) зарисовки; б) изготовление планов, карт; в) изготовление чертежей и схем (на уроках трудового обучения, математики, физики, химии и пр.); г) составление таблиц, построение графиков диаграмм (на уроках языка, математики, физики и пр.). Фронтальные опыты.Практикуются на уроках физики, химии, биологии и пр. Фронтальные опыты предшествуют изучению новой темы. Они дают опытные данные для последующих теоретических обобщний. Фронтальными называются потому, что проводятся одновременно всеми учениками (изучение свойств минералов, растений и т.д.) Лабораторные работы. Выполняются учениками в течение одного учебного часа с типовым учебным оборудованием. Это метод, который имеет своей целью непосредственное изучение учениками различных предметов, веществ и явлений. Лабораторные работы предусмотрены учебными программами. Обычно они выполняются звеньями из 2-3-х человек. Выполнение трудовых заданий.К трудовым заданиям относятся все виды деятельности по формированию умений работать с бумагой, картоном, деревом, металлом, виды работы на пришкольном участке, в учебных мастерских и т.п.
3.4. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы выделяются в зависимости от того, насколько активизируются механизмы мышления учащихся, насколько они вовлекаются в творческую познавательную деятельность. При репродуктивном обучении активизируются прежде всего внимание и память учащихся, оно не вызывает активной мыслительной деятельности. Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, при решении которых активизируется мыслительная деятельность учащихся. Если познавательная проблема воспринята учениками, заинтересовала их, в сознании детей возникает проблемная ситуация. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций. Объяснительно-иллюстративный метод.Основное назначение этого метода – организация усвоения учениками учебной информации. Учитель сообщает готовую информацию, а ученики воспринимает, осознают и запоминают эту информацию. Сообщение информации осуществляется устно с помощью методов рассказа, объяснения, лекции и т.п., с использованием печатных изданий (учебника, учебных пособий и пр.), наглядных средств. Объяснительно-иллюстративный метод считается наиболее экономным способом передачи учащимся учебной информации, однако он мало активизирует мыслительную деятельность учеников. Репродуктивный метод.Знания, полученные с помощью объяснительно-иллюстративного метода, не формируют умения и навыки. Для формирования умений и навыков необходимо воспроизведение знаний и усвоенных способов деятельности. Количество воспроизведений зависит т сложности заданий и от способностей учеников. Воспроизведения необходимы и для прочного запоминания учебной информации. Воспроизведение знаний – признак репродуктивного метода. В качестве репродуктивных методов могут выступать рассказ, беседа, объяснение (в том числе, со стороны учеников), упражнения и пр. При применении репродуктивного метода особое значение имеет предписание о порядке выполнения действий (алгоритм). Желательно, чтобы сами ученики участвовали в составлении алгоритмов. Репродуктивный метод, также как и объяснительно-иллюстративный, относится к репродуктивным методам обучения. Переходный характер от репродуктивного к проблемному обучению выражает метод проблемного изложения.На определенном этапе обучения ученики еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи. В связи с этим учитель ставит перед учениками проблему и сам показывает путь ее решения. Ученики не участвуют в решении проблемы, а наблюдают и усваивают ход ее решения (например, доказательства теоремы на уроке математики). Таким образом они готовятся к самостоятельной творческой мыслительной деятельности. Методами проблемно обучения являются частично-поисковый и исследовательский методы. Частично-поисковый или эвристический метод.Сущность частично-поискового (эвристического) метода выражают его следующие характерные признаки: - знания не передаются ученикам в «готовом» виде, их необходимо добывать самостоятельно; - учитель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;. - под руководством учителя ученики самостоятельно рассуждают, решают возникшие познавательные задачи, разрешают проблемные ситуации. При частично-поисковом методе часть решений сообщает учитель, часть решений осуществляется учениками самостоятельно. Учащиеся участвуют частично в процессе решения познавательной проблемы. Отсюда возникло название метода – частично-поисковый. Исследовательский метод.Этот метод предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность учеников при решении учебной проблемы. Сущность исследовательского метода заключается в следующем алгоритме: 1) учитель вместе с учениками формулирует проблему; 2) ученики самостоятельно разрешают проблему и добывают необходимые знания. Они должны: - сформулировать гипотезу; - построить план исследования; - осуществить исследование; - сделать необходимые выводы о справедливости гипотезы. 3) учитель управляет процессом разрешения проблемы. Исследовательский метод предполагает творческое усвоение знаний, поэтому является наиболее продуктивным в обучении школьников.
4.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. В психологии стимулом называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование – это деятельность учителя. Но стимул становится побудительной силой только тогда, когда он превращается в мотив, во внутреннее побуждение ученика к деятельности. Таким образом, методы стимулирования и мотивации – это единство стимулов учителя и мотивации учащихся. Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности может обладать стимулирующим воздействием на учащихся. Но педагогической практикой накоплены и методы, специально направленные на формирование положительных мотивов учения. Они одновременно и образуют, но стимулирование в них выходит на первый план. Среди мотивов учения выделяются две основные группы: мотивы познавательного интереса и мотивы долга. В соответствии с ними выделяются группы методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: 1) методы формирования (стимулирования) познавательного интереса, 2) методы формирования (стимулирования) долга и ответственности в учении.
Методы формирования познавательного интереса. Метод стимулирования занимательностью. Это – внедрение в учебный процесс занимательных примеров, необычных фактов. Можно поручать ученикам самостоятельно подбирать подобные примеры. Метод занимательных аналогийможно назвать разновидностью предыдущего метода. В качестве занимательности приводятся различные аналогии, напри мер аналогия между крылом птицы и крылом самолета.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1897)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |