Организации (банка, страховой компании)
Налоговый календарь предназначен для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также предоставления отчетности, не допуская при этом задержек, влекущих штрафные санкции. При использовании налогового календаря в налоговом планировании необходимо учитывать, что уплата налогов должна осуществляться, как правило, в последний день установленного для этого срока. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии с Налоговым Кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством. ЗАДАНИЕ 2 На основании Налогового Кодекса РФ, актов законодательства о налогах и сборах и других нормативных документов в сфере налогообложения разработать налоговый календарь организации. Налоговый календарь организации может быть разработан по форме и содержанию приведенной в табл. 2 по конкретно действующей организации с приведенными расчетными показателями по налоговым платежам за период (квартал, месяц), где трудится студент заочной или очно-заочной формы обучения. В обязательном порядке студент должен указать отраслевую принадлежность организации или вид экономической деятельности, осуществляемый им, а также принадлежность организации к классу профессионального риска по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с 1 класса по 32 класс риска). Таблица 2. Налоговый календарь организации
4 Упрощенная система налогообложения (УСН)
Упрощенная система налогообложения (УСН) является специальным налоговым режимом, применяемым на добровольной основе, и предназначена для малых фирм и индивидуальных предпринимателей. Порядок перехода на УСН и правил работы на этом налоговом режиме установлен главой 26.2 Налогового кодека РФ. Перейти на упрощенную систему просто. Однако это может сделать далеко не каждый. В статье 346.12 налогового кодекса перечислены те, кому закон запрещает работать на УСН. Так, не имеют права применять специальный режим налогообложения в виде УСН следующие организации: - фирмы, у которых есть филиалы или представительства; - банки и страховщики; - негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды; - профессиональные участники рынка ценных бумаг; - ломбарды; - производители подакцизных товаров; - фирмы, в которых участвуют другие компании, и доля такого участия составляет более 25 %. Это ограничение не относится к фирмам, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов с долей инвалидов в среднесписочной численности работников не менее 50 % и долей в фонде оплаты труда не менее 25 %, а также к некоммерческим организациям; - бюджетные организации и т. д. Остальные фирмы и предприниматели, которые хотят работать на УСНО, должны соответствовать определенным критериям: - уровню дохода; - численности работников; - остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Платить налог можно двумя способами: - со всего полученного дохода (валовой выручки); - с разницы между доходами и расходами. При этом фирма сама определяет, каким из этих двух способов она будет рассчитывать налог. При 1 способе единый налог определяется: Единый налог =Доходы · 6% - Страховые пенсионные взносы - Пособие по временной нетрудоспособности При 2 способе единый налог определяется: Единый налог = (Доходы - Расходы) · 15% Исключение предусмотрено лишь для компаний, которые являются участниками договора о совместной деятельности или договора доверительного управления имуществом. Они лишены права выбора. «Упрощенный» налог такие фирмы могут рассчитывать только с разницы между доходами и расходами. Выбрав объект налогообложения, фирма не вправе менять его в течение трех лет с начала применения упрощенной системы. Но если компания работает более трех лет, то она вправе менять объект налогообложения каждый год. Такой позиции придерживаются финансисты (см. письмо Минфина России от 4 декабря 2006 г. № 03-11-02/263). Ставки единого налога установлены в статье 346.20 Налогового кодекса. Так, если объектом налогообложения являются доходы, то ставка единого налога равна 6 %. Если же объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то ставка единого налога равна 15 %. При применении УСНО: - организациями уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и единый налог (ЕН), исчисляемый по результатам их хозяйственной деятельности за год, но не являются плательщиками налога на прибыль, налога на имущество, НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ); - все остальные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения; - организации не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента. Для определения наиболее выгодного режима налогообложения, прежде всего, необходимо сравнить показатели налоговой нагрузки при применении различных режимов и отдать предпочтение режиму с наименьшей налоговой нагрузкой. Основные факторы налоговой нагрузки при применении УСНО и общего режима налогообложения для сравнительного анализа приведены в табл. 3. Таблица 3. Сравнительная характеристика налоговых платежей при общем режиме налогообложения и УСНО
Страховые взносы в ПФР при общем режиме налогообложения уменьшают размер оплаты по ЕСН, при УСНО они уменьшают размер оплаты по ЕН, но не более чем на 50 %. НДС, уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, принимается к вычету по НДС при общем режиме налогообложения, а при УСН он включается в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по ЕН. Хотя, как отмечено выше, для определения наиболее выгодного режима налогообложения, прежде всего, необходимо сравнить показатели налоговой нагрузки при применении различных режимов, однако целесообразно также сравнить и иные, нередко оказывающие решающее влияние на выбор режима налогообложения, факторы, приведенные в табл. 4. Таблица 4. Факторы, влияющие на выбор системы налогообложения
ЗАДАНИЕ 3 Руководствуясь Налоговым кодексом РФ: 1. Рассчитать размер налоговых платежей организации при разных режимах налогообложения (общем режиме и упрощенном варианте налогообложения) и проанализировать их: - НДС; - страховые взносы от несчастных случаев на производстве; - налог на прибыль; - налог на имущество организаций; - транспортный налог. 2. Определить налоговую нагрузку организации и проанализировать ее. 3. Проанализировать изменения в размере и структуре налогов и уровне налоговой нагрузки при условиях: - изменение объема производства и реализации на –увеличение (уменьшение) - (+13%); - изменение зарплаты на – увеличение (уменьшение) - (+11%). 4. Рассчитать эффективность перехода с общепринятой системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения. Исходные данные к заданию 3 представлены по вариантам в приложении А. Данные, используемые в качестве примера, приведены в табл. 5, а расчеты на их основе в табл. 6. Студенту необходимо принять исходные данные по изменениям объема производства и зарплаты в соответствии с номером зачетной книжки. Для четных номеров зачетки – применить изменение объема производства и реализации – (+13%) и зарплаты – (+9%). Для нечетных номеров – изменение объема производства и реализации – (+12%) и зарплаты – (+10%) соответственно. Методика расчетов приведена в табл. 6. Допустим, что рассматриваемая организация относится к 1 классу профессионального риска и соответственно тариф составляет 0,2 % от фонда оплаты труда. Тарифы страховых взносов на обязательное страхование приведены в Приложении Д. Класс профессионального риска может быть выбран студентом самостоятельно или задан преподавателем. Студенту в работе необходимо обязательно указать класс профессионального риска организации и соответствующий ему тариф страховых взносов. В данной таблице не рассмотрены налог на имущество организаций и транспортный налог. Студентам необходимо рассмотреть эти налоги самостоятельно, при этом вписывая изменения в табл. 6. Таблица 5. Исходные данные
Последовательность расчетов: Доходы для целей налогообложения по общей системе налогообложения определяются в соответствии со ст. 248 НК РФ. Доходы от реализации рассчитываются по формуле: , (1) где - доходы от реализации, руб.; - оптово-отпускная цена, руб.; - объем производства и реализации продукции, штук. Доходы, подлежащие налогообложению, составят: , (2) где - доходы от внереализационных операций, руб. Расходы для целей налогообложения по общей системе налогообложения определяются в соответствии со ст. 252 НК РФ. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: 1) материальные расходы; 2) расходы на оплату труда; 3) суммы начисленной амортизации; 4) прочие расходы. , (3) где - переменные затраты, руб.; - переменные затраты на единицу продукции, руб. , (4) где - общая величина затрат, руб.; - постоянные затраты, руб. Все налоговые платежи организации определяются в соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ. При расчете показателей и налогов по УСНО необходимо руководствоваться положениями главы 26.2 Налогового Кодекса РФ и выше приведенной методикой.
Таблица 6. Сравнение общей системы налогообложения и УСН тыс.руб
Продолжение таблицы 6
5 Налоговый анализ организаций
Анализ вопросов, связанных с определением степени воздействия налогов на предприятие, редко рассматривается во взаимосвязи с отраслевой спецификой налогообложения. То есть имеет место определенная производственная «обезличенность» налоговых сумм, взимаемых с предприятия. Поэтому возникла потребность в создании методов расчета и анализа налоговой нагрузки на предприятие, учитывающих его производственные особенности, которые бы позволили проводить также сравнительный анализ воздействия изменений в налоговом и хозяйственном законодательстве на налогообложение предприятия. Для преодоления имеющихся пробелов в методологии аналитических исследований предлагается следующая методика налогового анализа деятельности предприятий. В табл. 7 представлены основные этапы проведения сравнительного налогового анализа. В пункте 1.1. этапа 1 определяется динамика сумм налогов и сборов за исследуемый период времени. Рассчитываются цепные и базисные темпы роста платежей по каждой позиции. Выявляются те налоги, в динамике которых произошли наиболее значимые изменения. Предварительно определяются причины, вызвавшие их. В пункте 1.2. этапа 1 рассчитывают структуру сумм налогов и сборов за каждый год исследуемого периода. Выявляются платежи, имеющие наибольший удельный вес в общей совокупности налогов. Дается характеристика изменений, произошедших за период в соотношениях удельных весов налогов. Предварительно определяются причины динамики налоговой структуры. В пункте 1.3. этапа 1 выявляются факторы, под влиянием которых произошли наиболее значимые изменения в динамике и структуре налогов и сборов. Таким образом, три пункта этапа 1 в комплексе характеризуют абсолютную налоговую нагрузку на предприятие. Однако ее величина не дает полного, завершенного представления о степени воздействия совокупности налогов и сборов на результаты деятельности предприятия. Относительная налоговая нагрузка являет собой не только количественную, но и качественную характеристику воздействия налоговой системы на хозяйствующий субъект. Но поскольку налоги и сборы различаются между собой по признакам объекта обложения и источника уплаты, то при определении уровня относительной налоговой нагрузки было учтено это различие и введена система расчетных относительных показателей – аналитических коэффициентов налоговой нагрузки на различные показатели деятельности предприятия. Они рассчитываются и анализируются на этапе II методики. Эти коэффициенты и характеризуют степень давления налогового пресса на основные финансово-экономические показатели хозяйствующего субъекта: выручку от реализации продукции, балансовую и чистую прибыль, издержки производства и обращения. Пункт 2.1. этапа II методики предполагает расчет структуры налогов и сборов, уплачиваемых предприятием. Все платежи сгруппированы по критерию источника уплаты налога (таблица 8). Пункт 2.2. методики содержит общие аналитические коэффициенты относительной налоговой нагрузки. Они представлены в табл. 8.
Таблица 7. Основные этапы проведения налогового анализа
Продолжение таблицы 7
В группу А выделены коэффициенты налоговой нагрузки на выручку от реализации. Они рассчитываются поочередным делением на величину выручки от реализации продукции (брутто и нетто) следующих показателей: - суммы всех косвенных налогов и сборов, - суммы всех прямых налогов и сборов, - налога на прибыль предприятий, - налога на имущество предприятий. В табл. 8 необходимо дополнительно включить налог на имущество организаций и транспортный налог, которые студент самостоятельно рассчитывает и определяет по источнику уплаты налогов. Исходя из данных табл. 8 видно, что с ростом объема выручки от реализации продукции и заработной платы доля НДС и налогов, относимых на себестоимость продукции, возрастают, а доля налога на прибыль организаций уменьшается. Аналогичные данные нужно рассчитать по двум способам УСНО и их сравнить. В ходе выполнения налогового анализа необходимо отследить зависимость влияния между налогами организации. Таблица 8. Структура налоговой нагрузки в зависимости от источника уплаты налогов и сборов
Таблица 9. Аналитические коэффициенты налоговой нагрузки на отдельные показателя деятельности предприятия
Эти коэффициенты характеризуют степень воздействия на выручку соответственно косвенного налогообложения, прямого налогообложения, обложения налогом на прибыль и поимущественного обложения. В группу Б сведены коэффициенты, характеризующие уровень воздействия обложения налогом на прибыль предприятия и поимущественного обложения предприятия. Она включает следующие соотношения: - отношения налога на прибыль и налога на имущество к величине валовой прибыли; - отношения суммы налогов и сборов, взимаемых с финансового результата к валовой прибыли; - отношения суммы налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли, к величине чистой прибыли. Группа В включает коэффициенты, характеризующие налоговую нагрузку на величину издержек производства и обращения. Эти коэффициенты рассчитываются соотнесением сумм налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции, к величине себестоимости. Все полученные аналитические коэффициенты сводятся в таблицу и анализируются по годам. Данные коэффициенты представляют собой устойчивые количественные характеристики, динамика которых позволяет сделать выводы о тенденциях, сложившихся в системе налогообложения предприятия и об уровне ее воздействия на объект исследования за рассматриваемый период. Следующим шагом налогового анализа (III этап) является анализ задолженности предприятия по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и структура этой задолженности по годам. Далее рассчитываются соотношения сумм задолженностей предприятия к общей сумме налогов и обязательных платежей по годам внутри изучаемого периода, а также по тем видам платежей, по которым образовались наибольшие величины задолженностей (НДС, налог на прибыль, акцизы и т л.). Результаты расчетов, проведенных на этапе III методики, следует анализировать в комплексе. Выявленные тенденции позволяют решить следующие задачи: 1) определить налоги, по которым сложились наибольшие задолженности; 2) выделить внутри исследуемого периода годы, в которые предприятие не смогло рассчитаться с госбюджетом и внебюджетными фондами по обязательным платежам; 3) выделить те виды обязательных платежей, которые вызывают у плательщиков наибольшие затруднения с уплатой, то есть наиболее обременительны для хозяйствующего субъекта; 4) по результатам анализа предварительно определить возможные факторы или причины, вызвавшие возникновение изучаемых задолженностей по налогам и сборам; 5) привлекая данные бухгалтерской и финансовой отчетности о деятельности предприятия, уточнить причины нарушений налоговой дисциплины, то есть завершить факторный анализ задолженностей. Информационными источниками для использования приведенной методики анализа являются следующие документы: - бухгалтерские балансы предприятия (форма № 1) с соответствующими приложениями по годам внутри анализируемого периода; - отчеты о финансовых результатах и их использовании (форма № 2); - расчеты по отдельным налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; - технико-экономические показатели деятельности предприятия. Данная методика оперирует микроэкономическими показателями, которые являются обязательными для статистической отчетности промышленного предприятия и не требуют дополнительных расчетов. Методика позволяет провести комплексный анализ совокупности налогов и сборов, уплачиваемых конкретным предприятием в разные годы, выявить наиболее значимые факторы, вызвавшие изменения в динамике и структуре налоговой совокупности. Предлагаемые характеристики абсолютной и относительной налоговой нагрузки
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |