ТЕМА 19. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО
УРОВНИ Задачи занятия:1. Ознакомиться с сущностью творческого процесса в педагогической деятельности. 2. Рассмотреть источники творчества и уяснить, какие личностные свойства педагога наиболее важны, а какие мешают творческому процессу. В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны: знать- уровни педагогического творчества, условия (профессиональная компетентность и др.) и причины, побуждающие педагога к творчеству; уметь - объяснить необходимость и содержание творчества в деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью (Большой энциклопедический словарь. - М., 2001.- С. 1185). Педагогическое творчество следует понимать как процесс решения бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач в меняющейся обстановке педагогического процесса. Творчество есть поиск новых, более результативных и, обычно, менее трудоемких по времени или по затратам энергии путей решения педагогических задач. Уровни педагогического творчествапо мере их усложнения: • Умение приспособить методические рекомендации и теоретические положения к конкретным условиям педагогического процесса. • Совершенствование, рационализация, модернизация известного в соответствии с возникновением новых педагогических задач. • Разработка новых методов, форм, приемов, средств в их оригинальных сочетаниях. • Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях, удачная импровизация на основе точного знания и компетентного расчета. • Умение видеть и применять «веер» вариантов решения одной и той же проблемы. • Создание новых, высокоэффективных или принципиально новых систем обучения, воспитания и техники исполнения спортивных действий. Вопросы и задания: 1.Как часто и в чем может проявляться педагогическое творчество тренера, учителя ФК? 2. Являются ли тождественными понятия «педагогическое творчество» и «педагогическое мастерство»? 3. Постарайтесь объяснить, почему К.Д.Ушинский охарактеризовал педагогику как науку и искусство. 4. Чем может быть обеспечена успешность проявления педагогического творчества? 5. Какие личностные свойства являются наиболее важными для творческой работы педагога? А какие-мешают проявлению творчества? 6. Есть ли среди ваших знакомых учитель, вызывающий у вас восхищение своим творчеством, нестандартностью мышления, педагог, которому бы вы хотели подражать? В чем его сила? В чем, по-вашему, источник его творчества? Как он добивается мастерства в работе? 7. С каким передовым педагогическим опытом вы знакомы? Кратко раскройте его содержание. 8. Охарактеризуйте уровни творчества педагогов, с которыми вам доводилось встречаться во время обучения в школе и при занятиях спортом. 9. Изучите уровень развития у себя творческих способностей, используя предложенную методику (приложение № 16). Выскажите предположения о возможности повышения этого уровня. Определите пути развития у себя творческих способностей. 10. Оцените уровень Вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения, используя предложенную методику (приложение № 17). Выскажите предположения о возможных путях повышения этого уровня. Советы по подготовке к занятию: Следует иметь в виду, что педагогическая деятельность, являясь сплавом науки и искусства, по обоим своим компонентам всегда предполагает творчество. Осуществляя творческий подход к воплощению намеченных педагогических действий, помните, что недопустимо экспериментировать с воспитанниками без твердой уверенности в пользе того, что делаете. Убедиться в ценности разработанных воздействий и методик поможет регулярное применение методов педагогического исследования. Определяя пути развития творческих способностей (задание 9), необходимо вспомнить, что способности формируются и развиваются только в. процессе деятельности и упражняёмости. Итоговая работа по Ш разделу курса «Педагогическое мастерство тренера, учителя физической культуры»: напишите сочинение-эссе о вашем тренере (учителе физической культуры), в котором отразите степень проявления у него личностных и профессионально-значимых качеств, охарактеризуйте уровень его педагогического мастерства, степень развития педагогических способностей, проявления педагогического творчества в воспитании и обучении занимающихся. Литература для подготовки:основная - 8, 12, 31; дополнительная - 4, 16, 29,40. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по учебной дисциплине «Педагогика физической культуры И спорта» 1. Причины, повлиявшие на развитие педагогики физической культуры и спорта как научной и учебной дисциплины. 2. Дайте определение педагогики спорта как науки, ее предмета и объекта. Основные понятия педагогики физической культуры и спорта. 3. Задачи педагогики физической культуры и спорта как самостоятельной научной дисциплины. 4. Перечислите науки, смежные с педагогикой физической культуры и спорта. Проиллюстрируйте это примерами. 5. Дидактика физической культуры и спорта как частная ветвь общей дидактики, ее связь с ТиМФК и теорией спортивной тренировки. В чем особенности дидактики физической культуры и спорта. 6. Основные понятия (категории) дидактики физической культуры и спорта. 7. Особенности реализации принципов сознательности и наглядности в педагогике физической культуры и спорта. 8. Особенности реализации принципов доступности, систематичности и последовательности в педагогике физической культуры и спорта. 9. Пути реализации принципов активности и прочности в педагогике физической культуры и спорта. J0. Раскройте два подхода к классификации методов обучения: по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности. Какие задачи с их помощью возможно решать? 11. Что такое обратная связь и ее роль в обучении двигательным действиям. 12. Какое влияние занятия физической культурой оказывают на развитие личности занимающихся? 13. Единство учебной и воспитательной деятельности спортивного педагога. Причины, по которым педагог и тренер в области физической культуры обязаны заниматься вопросами воспитания. 14. Цели воспитания при занятиях физическими упражнениями и спортом. 15. Сущность и особенности воспитательного процесса Особенности воспитательного процесса в спортивной деятельности. 16. Принципы воспитания, покажите их значение, охарактеризуйте каждый из принципов воспитания. 17. Принципы воспитания, обеспечивающие успех в педагогическом общении. 18. Раскройте понятия «средства воспитания» и «методы воспитания», определите условия их выбора. Покажите взаимосвязь между ними при организации и проведении воспитательного процесса. 19. Основные группы методов воспитания. Методы формирования нравственного сознания. Особенности применения активных и условно-пассивных методов воспитания. 20. Сущность и условия эффективности метода внушения. Пример и его роль в воспитательном процессе. 21. Пути формирования нравственных убеждений у занимающихся физической культурой и спортом. 22. Педагогическое требование как метод приучения и упражнения, его разновидности и условия успешности. 23. Различные типы нравственных упражнений в воспитательной практике: четкая организаидя деятельности, режимные упражнения, тематические игры, соревнования. Примеры использования этих методов на занятиях спортом. Условия успешности их применения. 24. Методы организации положительного опыта: создание педагогических ситуаций, поручения, общественные обязанности. Приведите примеры их использования в вашем виде спорта. 25. Методы педагогического стимулирования и коррекции поведения. Требования к методам побуждения (поощрения) и торможения (наказания). Их роль в формировании нравственных чувств. Приведите примеры из своей спортивной практики. 26. Задачи и содержание нравственного воспитания в условиях спортивной деятельности. 27. Сущность и содержание спортивной этики, ее особенности и связь с общечеловеческими нормами нравственности. 28. Деятельность тренера по формированию нравственных знаний, взглядов, убеждений занимающихся. Почему это важно для спорта и жизни? 29. Формирование у занимающихся нравственных чувств, совести, роль в этом процессе тренера и товарищей. Воспитание патриотических чувств. 30. Формирование нравственного поведения - навыков и привычек. 31. Задачи и содержание эстетического воспитания в условиях спортивной деятельности. Критерии и эстетическая характеристика действий в различных видах спорта. 32. Предупреждение возможного отрицательного влияния спорта на личность в нравственной и эмоциональной сферах. 33. Задачи, содержание и особенности интеллектуального воспитания личности в спорте. Нейтрализация возможного отрицательного влияния спорта на интеллект. 34. Воспитание потребности к здоровому образу жизни и бережному отношению к окружающей среде и природе. 35. Воспитание трудолюбия в условиях спортивной деятельности и в связи с учебой в школе. 36. Понятие дисциплины и условия воспитания дисциплины на занятиях физической культурой и спортом. 37. Возможные причины недисциплинированности на занятиях физической культурой и спортом, пути их преодоления. 38. Сущность и содержание управленческих действий в воспитательном процессе. 39. Характеристика диагностических методов по выявлению воспитанности-учащихся и занимающихся спортом и постановка воспитательных целей. 40. Особенности содержания при планировании воспитательной работы в зависимости от контингента занимающихся спортом: а) в группе новичков; б) со спортсменами юношеских разрядов; в) в летнем оздоровительном лагере. 41. Сущность комплексного подхода к воспитанию. Чем следует руководствоваться при определении количества воспитательных задач на каждое занятие и зачем необходимо выделить среди них приоритетную задачу? 42. Особенности постановки воспитательных задач, решаемых в процессе занятий, на примере вашего вида спорта с учетом конкретного контингента и ситуации. 43. Понятие коллектива, его признаки. Значение коллектива в формировании личности спортсмена. 44. Особенности спортивного коллектива как демократического объединения при руководящей роли педагога. Роль первичного спортивного коллектива в решении учебно-воспитательных задач. 45. Первоначальное сплочение группы. Система перспективных целей. Формирование целей личных, групповых, жизненных. 46. Характеристика этапов развития коллектива. 47. Методы и средства воспитания коллектива на каждом этапе его развития. 48. Выбор и последовательная работа с активом как условие перехода к 3-й стадии развития коллектива. 49. Роль общественного мнения в коллективе, его содержательная направленность и пути формирования. 50. Традиции как основные регуляторы внутриколлективных отношений. 51. Самовоспитание как неотъемлемая составная часть воспитания, его движущие силы. Условия, обеспечивающие успешность самовоспитания. 52. Роль педагога в организации самовоспитания. Характеристика этапов самовоспитания. 53. Педагогическое руководство самовоспитанием. 54. Ведение личных дневников воспитанниками, их содержание и значение для самовоспитания и внесения коррективов в организацию учебно-тренировочного процесса. 55. Самовоспитание и перевоспитание. Профилактика правонарушений среди учащихся. 56. Профессиональные обязанности (функции) учителя физической культуры, тренера. 57. Требования, предъявляемые к личности преподавателя в области физической культуры и спорта. 58. Уровни педагогического мастерства. 59. Авторитет педагога и его слагаемые. 60.Понятие педагогической деятельности. Структурные компоненты педагогической деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и их характеристика. 61. Гностическая деятельность педагога. 62. Способности личности как условия успешного приобретения профессионально-педагогического мастерства. Характеристика общих и специальных способностей и пути их развития. Необходимость единства общих и специальных способностей для успешности педагогической деятельности. 63. Проектировочные и конструктивные способности и сопутствующие им дидактические и психомоторные способности. 64. Организаторские способности и сопутствующие им наблюдательность и распределенность внимания. 65. Коммуникативные способности и их составляющие: перцепция и эмпатия, педагогический такт, экспрессивность и мажорность общения, суггестивные способности, аттракция. 66.Педагогическое общение, его функции и структура: моделирование предстоящего общения, его организация, управление общением, анализ результата и моделирование нового цикла. 67. Стили педагогического общения, их характеристика. 68. Особенности объединяющего (интегративного) общения. 69.Личная педагогическая техника, ее содержание. 70. Условия, обусловливающие педагогическое творчество. Возможные уровни педагогического творчества. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (к теме № 4)
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1136)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |