Профессиональные компетенции (ПК)
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Ю.А. Гриневич Д.М. Шатунов Методические указания по изучению дисциплины «Региональная экономика»
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (бакалавриат)
Нижний Новгород УДК 332 (075) ББК 65.04я73 Г 85 Г 85 Гриневич Ю.А., Шатунов Д.М. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 69 с. Рецензент: д.э.н., проф. А.В. Золотов д.э.н., проф.А.Н.Голубцов
Методические указания составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержат комплекс вопросов, ориентирующих студентов на всестороннее и глубокое изучение дисциплины «Региональная экономика», требования к результатам освоения дисциплины, а также учебно-тематический план, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу, учебные и справочные материалы по дисциплине. Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (бакалавриат).
Ответственный за выпуск: председатель методической комиссии экономического факультета ННГУ, к.э.н., доцент М.Л. Шилов
УДК 332 (075) ББК 65.04я73
© Гриневич Ю.А., Шатунов Д.М., 2013 © Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП.. 4 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 5 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7 5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 24 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ. 25 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 31 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 37 9. УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 37 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63
Цель – комплексное изучение социально-экономических процессов в региональной экономике и механизмов их управления с дальнейшим использованием полученных знаний в практической деятельности. Задачи: 1.Осознание роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии, 2.Овладение теоретическими основами региональной экономики и управления регионом, методами региональных исследований, инструментами региональной экономической политики, 3.Ознакомление с основами функционирования региональной экономики и управления экономикой региона, 4.Изучение механизмов, на базе которых формируются конкретные задачи региональной политики, 5.Усвоение современных проблем регионального развития и региональной экономической политики, 6.Ознакомление с зарубежным опытом региональных исследований и региональной политики. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Профиль РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА «Региональная экономика» является основной дисциплиной профиля «Региональная экономика», является дисциплиной специализации, изучение которой обеспечивает основу подготовки специалистов в области экономики и управления регионом. Дисциплина использует знания и умения, полученные студентами в раках прохождения дисциплин профессионального цикла, углубляет их и позволяет использовать их применительно к экономике региона. Предполагается, что студенты, обучающиеся курсу «Региональная экономика», имеют знания и умения по следующим дисциплинам: · Политология; · Отечественная история; · Математический анализ и линейная алгебра, (что важно для понимания студентами экономико-математических и графических моделей); · Информатика; · Микроэкономика; · Макроэкономика; · Статистика; · Финансы; · История экономических учений; · Менеджмент; · Маркетинг; · Мировая экономика и МЭО; · Макроэкономическое планирование и прогнозирование; · Экономика фирмы; · Государственное регулирование экономики; · Внешнеэкономическая деятельность; · Экономика общественного сектора; · Национальная экономика. «Региональная экономика» является основой для изучения более узких дисциплин профиля, таких как «Регулирование экономики региона», «Комплексное развитие региона» и других. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: Общекультурные компетенции (ОК)
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ОК-4 в указанной части); - умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); - способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8); - способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9)
Профессиональные компетенции (ПК) Расчетно-экономическая деятельность - способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); - способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
Аналитическая, научно-исследовательская деятельность - способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); - способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); - способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9)
Организационно-управленческая деятельность - способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - структуру региональной экономики, - научные методы территориальной организации хозяйства, показатели; теоремы, формулы, концепции и коэффициенты, - понятие, функции и особенности регионального управления; - принципы и факторы формирования региональной экономической политики, - управление финансовыми и инвестиционными ресурсами региона; - механизмы управления социальной сферой региона, - наиболее актуальные проблемы регионального развития России и формирования и функционирования экономики регионов – субъектов РФ, - ключевые проблемы экономики Нижегородской области - особенности формирования и развития региональной экономики и управления в зарубежных странах.
Уметь: - анализировать во взаимосвязи социально-экономические процессы и явления на региональном уровне; - использовать источники экономической, социальной и управленческой информации; - выявлять при социально-экономическом анализе региональные проблемы России и регионов; - предлагать способы решения существующих проблем с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий и принимать их; Владеть: - понятийным аппаратом, которым оперирует региональная экономика, в том числе в области региональной политики, теории налогов и общественных расходов, бюджетного федерализма и др.; - методами и инструментами региональной экономики и регионального управления; - навыками работы с учебной, научной литературой, материалами периодической печати и средств Интернет в сфере региональной экономики. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс состоит из лекционных, практических (семинаров), самостоятельной работы студентов и завершается итоговым экзаменом по данной дисциплине. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне с использованием мультимедиа презентаций. Практические занятия являются аудиторными, проводятся в виде семинаров, дискуссий по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. Значительное место при изучении дисциплины отводится самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, курс рассчитан на 2 семестра (5 и 6 семестры). По окончании 5 семестра (34 часа), форма контроля – зачет, по окончании 6 семестра (64 часа), форма контроля – экзамен по курсу.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |