Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку
В 1953г.появляется новая система основанная на принципе ранней коммуникации -коммуникативная система. Создатели: коллектив ученых под руководством Зыкова. Коммукативная система - это не просто путь изучения н/с языка, но и формирование их сознания, психики, развитие личности. Важнейшие положения ком.системы: 1. В ходе обучения языку должно вестись и развитие мышления детей. 2. Для успешного речевого развития глухих необх. организовывать речевую среду. 3. Практическое усвоение словесных форм общения должно предшествовать систематическому изучению языка. 4. В системе коммуникативных форм языка значительная роль отводится дактилологии, которая выступает в подготовительном классе как исходная форма речи, а на др. этапах обучения становится вспомогательной. 5. Обучение языку следует вести в плане развития у детей языковой способности («языковое чутье»). Языковая способность возникает у ребенка в раннем возрасте при условии совместной со взрослыми практической деятельности, развития подражания и в ходе применения ребенком языка как средства общения. Проявляется эта способность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний, улавливать регулярности в языке. Для успешного овладения языком и развития языковой способности ребенок должен купаться в языке. 6. Развитие речевой деятельности предполагает не только правильное сочетание всех видов речевой деятельности, но и развития всей структуры речевой деятельности. Виды: - говорение, - слушание, - письмо, - чтение, - дактилирование, - зрительное восприятие лица и руки говорящего. Структура: - цели, - мотивы, - способы, - средства. Речевая деятельность должна обслуживать практическую, вплетаться в нее. Естественно-научная основа системы: 1. Сеченов. 2. Павлов. 3. Красногорский. 4. Иванов-Смоленский. Психологическая основа: 1. Выгоцкий. 2. Лурия. 3. Леонтьевы А.Н. и А.А. 4. Соловьев. Лингвистическая основа: 1. Щерба. 2. Пешковский. Научный вклад в формирование системы внесли: 1. Т.С.Зыкова. 2. Е.П.Кузьмичева. 3. Л.П.Носкова
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Наряду с общедидактич. принципами коммуник. система имеет в своей основе 3 ведущих принципа. 1. Генетический принцип Содержит представление о процессе становления и развития речевых умений от изначальных до сравнительно зрелых форм. Генетический взгляд на пути речевого развития глухих предполагает программирование содержания и методов обучения языку на все возр. этапы обучения. Опираясь на данные по развитию языка в онтогенезе и филогенезе. Принцип опирается на изучение того, что заложено или упущено до начала работы со школьником. Реализация принципа состоит: - в правильном выборе объема речевых средств, - содержании речевых средств, - структуры, - условий практического применения, - создание соотв. возрасту мотивации общения. На первоначальном этапе основное внимание сосредоточено на развитии языковой способности, как общечеловеч. готовности осваивать язык вообще. Эта готовность проявляется не столько в объеме речевых средств, сколько в содержании предметной деятельности ребенка. Генетические корни языка находятся не в самом языке, а в присущей ребенку предметной деятельности, совместных со взрослым действиях, в активном восприятии речевых и неречевых действий окружающих. Развитию языковой способности помогает постоянное применение языка. Ребенок д. говорить фактически не имея в своем запасе полноценных речевых средств. Отсюда обязательное прохождение ел. через ранние стадии речевого развития (крик, гуление, лепет). Развитие ЯС приводит ребенка к улавливанию аналогий и регулярностей в языке, в выработке умений осознанно пользоваться речевыми образцами при построении самост. высказываний. Генетич. принцип объясняет тот факт, что не грамматика учит говорить, а грамм. закономерности осознаются на основе широкой практики речевого общения. ЯС приближает процесс спец. обучения к естественным путям речевого развития и дает глухому умение, которое проявляется как чувство языка или встречная речевая активность. 2. Деятельностный принцип. Для возникновения и развития потребности общения д.б.организована на коллективных началах предметная деятельность. В дошк. Возрасте - это бытовая деятельность, через которую и осуществляется речевое развитие, (труд по самообслуживанию, игра, изо, матем. представления). При поступлении в школу ведущей становится учебная деятельность, это обуславливает необходимость введения в план школы д\глухих спец. общеразвивающего предмета – ППО (предметно-практическая деятельность), 1973г. Зыков. Предусматривается применение речевых высказываний не только в номинативной функции, но и по разному соединять их для образования коммуникативных единиц (предложение) с различной модальной установкой. Речевая деятельность смыкается с предметной деятельностью школьников, обслуживает ее для достижения цели. Предметная деятельность несет на себе нагрузку: - целеполагания, - намерения, - образования мотива. Деятельностный принцип заключается в рассматривании самого процесса речевого общения как речевой деятельности, которая реализуется в разных видах (говорение, чтение, письмо, дактилирование, чтение с губ). Реализация деят. подхода нацеливает педагога на учет всех сторон и структурных компонентов речевой деятельности. 3. Структурно-семантический принцип. Определяет выбор речевых средств, последовательность их введения в речь учащихся, сочетание путей обучения языку в каждом звене школы. В структуре языка выделяются единицы, которые соотносятся с уровнем языка:' - фонема, - морфема, - слова, - -словосочетания, - предложение, - текст. И отношения м\д единицами в пределах одного уровня или м\д единицами разных уровней. На основе знания структурной организации языковой системы представлений о семантич. И смысловой стороне языка возникает такой подход к обучению речи, при котором в 1 очередь отрабатываются единицы коммуник. уровня (предложения). В дальнейшем будут отрабатываться единицы др. уровней. В связях языковых единиц первоначальной отработке подлежат те, которые наиболее представлены в реальном речевом потоке (это линейный тип связей или синтагматические связи, которые усваиваются ребенком в практике речевого общения и при обучении требуют практич. методов). Др. тип связи - это смысловые связи м\д лексич. и грамм, категориями. Они определяются как парадигматические. Эти связи осознаются за счет наблюдений над языком. Осознаются позже, при достаточно большом опыте обучения и на спец. организованных уроках (на грамматике).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |