Условия эффективного общения
Одним из основных секретов эффективного общения с любым человеком является умение внимательно его слушать. Эдинбургская Декларация Всемирной Федерации по медицинскому образованию постановила, что каждый пациент должен иметь возможность встретить в лице врача специалиста, подготовленного в качестве внимательного слушателя, тщательного наблюдателя, эффективного клинициста, а также человека, обладающего высокой восприимчивостью в сфере общения. К сожалению, неумение выслушать пациентов — явление очень распространенное. Это происходит, когда доктор либо вообще не умеет слушать других, либо не ставит себе задачу выслушивать пациента, так как в этой ситуации не готов к партнерской позиции. Такие врачи чаще всего забрасывают пациентов стандартными вопросами и слушают лишь ожидаемую часть ответа, перебивая собеседника; они больше доверяют результатам исследований! чем жалобам больного человека, сосредоточивают внимание на ошибках в его действиях и указывают ему на них. Врач, не умеющий внимательно и доброжелательно выслушать пациента, вряд ли получит достаточную информацию, чтобы поставить правильный диагноз и подобрать наиболее подходящее лечение. Кроме того, пациент вряд ли будет следовать предписаниям такого невнимательного врача. Одна из проблем современной медицины — падение авторитета врача у пациентов — ведет к распространению самолечения. Иногда самая важная информация может быть высказана страдающим человеком в завуалированной форме. Замечания, сделанные как бы между прочим, могут заключать в себе весьма серьезное содержание. Например, фраза: «Да, кстати, мой сосед говорит, что у его знакомого был рак, а у него так же болел желудок» — может объяснить доктору, почему обычный гастрит так тревожит пациента. Задача врача — помочь человеку высказать свои жалобы и опасения. Словесными и несловесными стимулами (взглядом, улыбкой, жестом) он поощряет его, аккуратно направляя разговор в нужное русло, Кивок головой, движение навстречу, доброжелательная просьба-вопрос в нужный момент: «Об этом, пожалуйста, поподробнее», «Правильно ли я понял, что у вас...?» — все это подбадривает пациента, способствует его откровенности, подводит его к более точному описанию своих ощущений. В начале беседы, давая человеку возможность высказаться, предпочтительнее использовать открытые вопросы: «Как ваше самочувствие?», «Как это началось?» Закрытые, более директивные вопросы, направленные на выяснение конкретной информации и ограничивающие свободу высказываний (например, «Какая температура была утром?», «Самочувствие ухудшилось или улучшилось?»), необходимы для уточнения жалоб. Если при сборе анамнеза они преобладают, это может сковывать пациента, лишать его инициативы и оттолкнуть от сотрудничества. Нередко возникает ситуация, когда врач борется и против болезни, и против человека, ее «носителя», а не организует взаимодействие, сотрудничество с пациентом для достижения общей цели — выздоровления. Важно не только умение выслушивать, но и умение построить свою речь так, чтобы быть понятным слушающему, чтобы не провоцировать его на негативное отношение к себе и к сообщению. Беседа принесет положительные результаты, если оба участника, и врач, и пациент, настроены на одну вону. Для этого желательно определить и учитывать индивидуальные особенности человека, с которым общаешься (пациента, товарища, коллеги, начальника и т. п.). Такому настрою, предотвращающему затруднения в общении, весьма содействуют следующие приемы, которым полезно и не трудно следовать: · начинать беседу лучше с того, в чем вы согласны (т. е. с того, что вы оба хорошо знаете, и о чем ваши мнения совпадают); · следует избегать лишней самоуверенности, относиться к собственным высказываниям критически; · убеждая собеседника в чем-либо, надо использовать не прямое давление, а аргументы, достаточные и значимые именно для него, не только для вас; · полезно уметь отделять свои взгляды и впечатления от объективных характеристик вещей и явлений; · по возможности реже использовать монологи; · не навешивать ярлыков на собеседника и на его высказывания; · прежде чем возразить, надо убедиться, что вы правильно поняли того, с кем ведете разговор; затем согласиться с частью его высказываний, которые не противоречат вашим взглядам, и лишь после этого тактично и аргументированно попытаться объяснить собеседнику свою точку зрения. Практический совет.Иногда возникают ситуации, в которых вы чем-то недовольны.Как выразить это недовольство, чтобы человек захотел изменить свои позиции (или поведение) и при этом не был обижен на вас?Используйте «метод сандвича»: «упакуйте» неприятное замечание в похвалы. До и после критики скажите что-нибудь приятное, например, подчеркните то, что вам нравится в этом человеке или в его словах. Вместо формы замечания, претензии лучше используйте пожелание, конструктивное предложение. При такой форме подачи информации можно избежать автоматического сопротивления, которое возникает как реакция на критику. Вопросы и задания для контроля и самоконтроля: Задание. Определение ведущей сенсорной системы человека, по методике «Ведущий орган чувств». Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека. Предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр. Для определения ведущей сенсорной системы предлагается методика «Ведущий орган чувств» (ВОЧ), предложенная польскими психологами, в переводе Ефремцевой. Методика приводится по книге: Кулешова Л. Н. Психология древних ощущений. — СПб, 1999. Оборудование.Испытуемым предлагается стандартный бланк с вопросами (см. далее). Инструкция испытуемым. Внимательно прочитайте вопросы и в опроснике обведите кружком номера тех из них, с которыми Вы согласны.
Обработка и интерпретация данных.Подсчитайте результаты, начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов. Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему. Ключ для обработки результатов.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |