Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека
П Е Д А Г О Г И К А Материалы для самостоятельной работы И подготовки к интернет-тестированию Студентов непсихологических специальностей
Составитель - Линчук Т.П.
ИЗДАТЕЛЬСТВО Иркутского государственного технического университета 2009 г. Рецензент –канд. пед. наук, доцент кафедры психологии ИрГТУ М.Г. Юркова. Педагогика:Методические указания для самостоятельной работы и подготовки к интернет-тестированию студентов непсихологических специальностей. Составитель: Т.П.Линчук. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. – 79 с.
Представлено основное тематическое содержание курса «Педагогика», соответствующее федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по всем направлениям подготовки студентов в вузах. Целью пособия является формирование у студентов системного представления о современной педагогике, даны методические указания по его изучению, тесты для самопроверки, список литературы. Предназначено для подготовки студентов непсихологических специальностей к интернет-тестированию по дисциплине «Психология и педагогика». Библиогр. 6
ОГЛАВЛЕНИЕ Тема l.Общее представление о педагогике как науке, история ее развития……… 4 1.1.Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики………………………...4 1.2.Основные категории педагогики …………………………………………...…….6 1.3.Основные идеи зарубежной педагогики ………………………………...……….8 1.4.Развитие педагогики в России …………………………………………………...10 Вопросы и задания для самопроверки .…………………………………….…13 Тема 2.Педагогика как теория обучения ……………………………...……………15 2.1.Содержание образования ………………………………………...………………15 2.2.Дидактика: основные понятия …….…………………………..………………..20 2.3.Законы, закономерности, система принципов обучения …………………...….24 2.4. Система образования РФ Управление системой образования…………...…….28 Вопросы и задания для самопроверки.……………………………..………… 32 Тема 3.Педагогический процесс …..………………………………………………...35 3.1.Педагогический процесс как система ……….……………………………...…...35 3.2.Методы и методические системы обучения ..………………………………..…37 3.3.Понятие педагогической технологии ……………………………………..…….39 3.4.Средства обучения………………………..……………………………………....41 3.5.Формы организации учебного процесса в школе и вузе ……………………....43 Вопросы и задания для самопроверки ….………………………………….....50 Тема 4.Профессионально-педагогическая деятельность…………………….…….53 4.1. Сущность и структура педагогической деятельности………………….………53 4.2. Педагогическое общение…….………………………………………………….. 55 4.3.Диагностика процесса и результатов обучения. Понятие о мониторинге…….58 Вопросы и задания для самопроверки……………..…………………………..62 Тема 5.Педагогика как теория воспитания …..………………………..………........65 5.1.Сущность, содержание, закономерности, принципы воспитания …………….65 5.2.Методы воспитания, их классификация. Ситуации воспитания ………….…..67 5.3.Коллектив как субъект и объект воспитания………….………………………...70 5.4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности ………………………………….…………..71 5.4.1.Принципы и содержание семейного воспитания ………………………….…71 5.4.2.Основные типы неправильного воспитания в семье, его причины …..….….73 5.4.3.Семейная педагогика об условиях, основных типах семейного воспитания, о взаимоотношении семьи и школы в воспитательном процессе …………….……..74 Вопросы и задания для самопроверки ……………………………….………76 Библиографический список……………………………………………………79
Тема 1. Общее представление о педагогике как науке, история ее развития Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики Термин «педагогика» дословно переводится с греческого как «детоводитель» - в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. В настоящее время в мировом педагогическом лексиконе наряду с данным термином все чаще употребляются новые термины «атропогогика» (антропос - человек) и «андрогогика» (наука об обучении взрослых). Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Объектпознания в педагогике - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития личности и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного педагогического процесса. Какие значения вкладывают термин «Педагогика»? Выделяют «бытовое» значение педагогики: каждый человек на протяжении своей жизни выступает в роли педагога, т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе. Подчеркивают практическое значение педагогики, рассматривая педагогику как сферу деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Педагогика понимается как наука и одновременно как отрасль человековедения, поскольку она познает и совершенствует способы влияния на развитие человека. Педагогические теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке, которое «добывается» психологией, философией, социологией, историей и др. науками о человеке. Педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания. Педагогика как отрасль гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни, е6е значение выявляется в качестве педагогической культуры человека. (Бордовская Н.В., Реан А.А., с. 14) Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Источниками развития педагогики являются: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; мировая и отечественная практика воспитания в настоящее время; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных меняющихся условиях. Предмет, изучаемый педагогикой, настолько сложен, что одна, даже очень широкая наука, не способна охватить его сущность и связи, поэтому современную педагогику правильней назвать системной наукой о воспитании. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений. Общая педагогика как базовая дисциплина изучает общие закономерности воспитании человека, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика включает в себя 4 раздела: общие основы, дидактику (теорию обучения), теорию воспитания, школоведения. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах сопоставления и нахождения сходств и различий. Дошкольная и школьная педагогика изучает закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, входит как подсистема в возрастную педагогику, охватывающую закономерности учебно-воспитательного процесса в системе средних общеобразовательных учреждений. Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, активно развивается педагогика высшей школы, педагогика труда (изучает проблемы повышения квалификации, приобретения новых профессий в зрелом возрасте), семейная педагогика и др. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические и практические обоснования перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Специальная педагогика разрабатывает основы, принципы, методы, формы, средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, ослабленными и больными школьниками. Возникает интеграционная медико-педагогическая наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме. Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин: методика преподавания психологии, методика преподавания русского языка и т.д. Педагогика тесно связана со многими науками, в том числе с философией, физиологией, социологией, историей, этнографией и др., поскольку решение многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, использования результатов исследования других наук о человеке. Задачи педагогики как науки:1) вскрытие закономерностей в области воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами; 2) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности, составление научных прогнозов; 3) разработка новых методов, форм, средств, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; 4) внедрение результатов исследования в практику. Педагогическая наука совмещает научно-теоретическую и конструктивно-техническую (нормативную, реryлятивную) функции. Реализуя, например, научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее. Осуществляя конструктивно-техническую функцию, исследователь отражает действительность такой, какой она должна быть. Это знания о должном - о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность. Педагогическое исследование осуществляется с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математической систематики, анализ педагогических идей и др.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3435)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |