Тема: Диагностирование детско-родительских взаимоотношений
Задание: · подобрать, · выполнить(не менее трех методик на выбор, использовать методики как из списка А, так и Б - в зависимости от содержания предложите их для выполнения детям дошкольного возраста и родителям детей (или выполнить самим, представив себя в качестве родителей), · презентовать методики диагностирования детско-родительских взаимоотношений (принести итоговые результаты опросников и анкет и рисунки детей): А) Методики диагностирования родителей: Родительское сочинение (автор – В.В. Столин, адаптация – А.И. Тащева), ВРР (Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.И. Марковской), Шкала степени отверженности ребенка в семье, ОРО (Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги, В.В. Столина), Методика АСВ (Анализ семейного воспитания) и др. Б) Методики диагностирования детей: Методика «День рождения», Методика интервью с ребенком (автор А.И. Захаров), Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи, «Лесенка» (методика В.Г. Щур, применительно к членам семьи), КРС (Кинетический рисунок семьи) и др.
!!! При желании можно использовать иные методики диагностирования детско-родительских взаимоотношений с учетом требований к валидности и надежности данных методик!!!
Литература
· Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д.
o Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 1995. – 512 с.
Лабораторная работа № 2 Тема: Психолого-педагогическое консультирование К занятию повторить материал лекции по консультированию!!!! Задачи: 1. Обучение студентов решению ситуаций психологического консультирования.
Часть 1. Студентам задаются ситуации реального психологического консультирования. По поводу решения каждой ситуации организуется группа студентов (3-4 человека), которая на основе теоретических знаний о возрастно-психологических особенностях развития ребенка прогнозирует возможное развитие событий процесса консультации по алгоритму возрастно-психологического консультирования. По окончании выполнения задания организуется обсуждение результатов решения каждой ситуации психологического консультирования.
2.Выработка навыков ведения беседы с целью сбора информации и воздействия на собеседника. Часть 2. Студенты разбиваются на группы из двух человек, каждому задается ситуация психологического консультирования, при этом один студент из пары исполняет роль консультанта, а другой – консультируемого. Затем происходит обмен ролями. По окончании выполнения задания организуется обсуждение результатов и выяснение условий наиболее эффективного использования данного метода.
Вопросы к итоговому экзамену 1. Цели использования психологических знаний в образовательном процессе ДОУ. Направления психологической работы, предполагающие сотрудничество педагога и психолога. Психологическая компетентность педагога. 2. Предмет, содержание, задачи психологической диагностики. Факторы риска, предполагающие диагностическое обследование ребенка. 3. Методики высокого уровня формализации: понятие, отличительные характеристики. Тесты (стандартизированные тесты и тесты с поуровневой дифференциацией: примеры, особенности интерпретации показателей), возможности применения тестовых диагностик в ДОУ. Личностные опросники, особенности применения личностных опросников в ДОУ. Проективные методики, возможности использования в ДОУ, примеры. 4. Малоформализованные методики диагностирования: понятие, отличительные характеристики. Наблюдение, принципы наблюдения, формализация метода, возможности использования в ДОУ. Анкетирование и метод интервью, возможности их использования в ДОУ. Беседа, особенности проведения беседы с детьми 5. Понятие стандартизации, надёжности и валидности диагностических методик. 6. Диагностирование параметров развития ребёнка. Примеры диагностических методик. Правила психодиагностического обследования в ДОУ. 7. Понятие коррекционно-развивающей работы, формы коррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми. Специфика психокоррекционной работы с детьми. Проблемы определения основных трудностей развития ребенка. 8. Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Принципы формулирования целей коррекционной работы с детьми. Виды коррекционных программ. 9. Игровая коррекция поведения (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).Особенности формирования групп. 10. Сказкотерапия (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ). 11. Куклотерапия (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ). 12. Библиотерапия (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ). 13. Проективный рисунок (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ). 14. Психогимнастика (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ). 15. Дети с синдромом СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью): причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям 16. Замкнутость: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям. 17. Детский аутизм: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям. 18. Психология агрессивного поведения. Характеристика видов проявлений агрессивности. Причины/факторы риска проявления агрессии, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция. Рекомендации родителям и педагогам, работающим с агрессивными детьми. 19. Застенчивость и тревожность: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям. 20. Демонстративность: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям. 21. Страхи и их коррекция. 22. Проблема одаренности. Возрастно-психологическая специфика обучения и развития одаренных детей. Трудности одаренных детей, психологическая помощь в их преодолении. Рекомендации педагогам и родителям одаренных детей. 23. Феномен детей-индиго: характеристика детей-индиго, проблема выявления детей-индиго, особенности развития детей-индиго, особенности воспитания и создания условий развития детей-индиго 24. Определение семьи и брака. Функции семьи. Особенности современной российской семьи. Модель эффективной гармоничной семьи. 25. Стадии развития семьи. Проблемное и благополучное протекание стадии «семья с маленькими детьми», содержание понятия «родительская позиция». Нормативные и ненормативные семейные кризисы. 26. Особенности развития личности ребенка в семье с алкогольной зависимостью: характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей. 27. Особенности развития личности ребенка в конфликтной семье (семье с нарушениями общения): характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей. 28. Особенности развития личности ребенка в неполной семье: характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей. 29. Особенности развития личности ребенка в приемной семье: характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей. 30. Охарактеризуйте следующие параметры детско-родительских взаимоотношений: характер эмоциональной связи; мотивы воспитания и родительства (по А.С. Спиваковской); степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения; удовлетворение потребностей ребенка. 31. Социальный контроль как один из параметров детско-родительских взаимоотношений: требования и запреты, их функции. Правила предъявления требований и запретов, способы контроля исполнения требований и запретов. 32. Социальный контроль как один из параметров детско-родительских взаимоотношений: поощрения и наказания. Виды наказаний, их допустимость. Рекомендации предъявления наказаний. Виды поощрений, правильные и неправильные способы предъявления поощрений. 33. Типы семейного воспитания (стили родительского общения). Гармоничный и дисгармоничные типы воспитания. 34. Техника «активного слушания» как основной фактор гармонизации детско-родительских отношений: принципы позитивного общения, техника эмпатического активного слушания, техника эффективной похвалы. Пример эффективной похвалы. 35. Техника «активного слушания» как основной фактор гармонизации детско-родительских отношений: техника использования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний, пример «Я-высказывания». Ошибки общения с ребенком. 36. Характеристика психолого-педагогического консультирования в ДОУ: понятие, специфика консультативной деятельности в ДОУ, типы консультирования и их характерные черты, правила консультирования, требования к консультанту. 37. Возрастно-психологическое консультирование в ДОУ, его алгоритм. Приведите пример. Виды реальных запросов. 38. Коррекционно-развивающая работа с родителями (семьей): виды и цели групповой работы с семьей, социально-психологический тренинг как основной метод гармонизации детско-родительских отношений, частные методы коррекционно-развивающей работы. Приведите примеры.
[1] Обязательна подготовка группой из 3-4 студентов
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |