Список рекомендуемой литературы:
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М. 1999.
Лебнев В.С. Содержание образования. – М. 1989
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.1999
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: / под ред С. С. Смирнова. – М. – 2000
Педагогика/ под ред. П. И. Пидкасистого. – 2002
Задание №1заполните таблицу до чтения текста и после чтения, если вы согласны с утверждением то поставьте +, если не согласны -
Таблица «Верные и неверные утверждения»
Утверждения
| До чтения текста
| После
чтения
текста
|
Под содержанием образования понимаются знания умения навыки
|
|
|
Существуют разные подходы к определению содержания образования
|
|
|
Личностно – ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека
|
|
|
Знаниево – ориентированное содержание образования способствует социализации личности.
|
|
|
Знание – это отражение свойств вещей
|
|
|
Идея развития целостной личности основная идея содержания образования
|
|
|
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация.
|
|
|
Задание №2 прочитайте текст, маркируя текст значками по мере чтения:
« v» - уже знаю,
« +» - новое,
« !» - думал иначе,
« ?» - не понял.
Процесс обучения предполагает реализацию содержания образования, которое выступает средством развития личности.
Содержание образования определяется. как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. ( Педагогический словарь. – М. 1990).
Понятие « Образование» было введено И.Г. Песталоцци ( 1746-1826).
В конце 18 – начале 19 веков в психолого-педагогической литературе появились термины « формальное образование» и « материальное образование». На основе которых впоследствии сформировались два крупных направления в области содержания образования: материального и формального содержания образования.
Сторонники теории материального образования,( дидактический материализм) считали, что цель образования состоит в передаче учащимися как можно большего объема знаний из различных областей наук. Эти убеждения разделяли: Я.А.Коменский, Г.Спенсер и др.
Сторонники теории формального содержания образования ( ДЖ. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт и др.) считали, что источником знания служит разум, знания поражаются исключительно самостоятельностью ума человека. Они считали, что важнейшим является развитие способной личности к анализу и синтезу, а не овладение фактическими знаниями.
Критиком формального и материального содержания образования выступал К.Д. Ушинский. Он считал, что необходимо не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями, полезными для дальнейшей деятельности.
В первой половине 20 века получила развитие теория дидактического утилитаризма, автором которой считают Дж.. Дьюи.
Он считал, что образование должно быть научным.
В 1950-е гг. была разработана теория операциональной структуризации образования. Данная теория направлена на на то как учить. Ее сторонники считают необходимым проводить анализ знаний и устанавливать межпредметные связи.
Анализ различных подходов позволяет сделатьвывод, что при составлении содержания образования необходимо выделять познавательную, развивающую и воспитательную ценность.
В последнее десятилетие под влияние идеи гуманизацииобразования, широко используется личностно- ориентированный подход к определению содержания образования, который опирается на удовлетворение образовательных, духовных, культурных, жизненных и др потребностей личности. Личностно- ориентированное содержание образование направлено на развитие природных особенностей человека( здоровья, способностей, чувств, действий…)
Смена подходов к сущности содержания образования показывает, что содержание образования имеет исторический характер и определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества.
Развитие целостной человеческой личности – определяет содержание современного образования.
Понятие содержание образования включает ряд компонентов:
· Когнитивный опыт личности
· Опыт практической деятельности
· Опыт творчества
· Опыт отношений личности
Основным компонентом содержания образования является когнитивный опыт личности, который включает в себя знания.
Знания как основной элемент содержания образования являются отражением свойств вещей, предметов, в которых обобщен весь опыт практики людей за весь процесс социально- исторического развития.
Содержание образования включают в себя следующие виды знания:
· Основные понятия и термины
· Факты повседневной действительности
· Основные законы науки
· Теории
· Знания о способах научной деятельности, методах познания
· Оценочные знания о нормах о отношениях.
Также знания можно разделить на системные и систематизированные.
Систематизированные знания - это определенным образом классифицированные знания ( например: стол, стул, кровать это мебель)
Системные знания – это знания раскрывающие взаимосвязи между предметами и явлениями ( например: рыба живет в воде, поэтому покрыта чешуей)
Но одних знаний не достаточно, необходимо усвоить опыт их применения. т.е умения и навыки, которые и составляют следующий компонент содержания образования – опыт практической деятельности.
Внешние ( практические) и внутренние ( интеллектуальные) умения и навыки могут быть:
· Общими ( сравнить, составить план, сделать вывод и др)
· Специфическими ( постановка опытов, решение математических задач, примакивать кисточкой и др.)
Т.о. практический компонент содержания образования составляет система общеинтеллектуальных и практических умений и навыков.
Следующий компонент опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску новых способов преобразования действительности:
· Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию
· Видение новой проблемы в знакомой ситуации
· Видение новых функций
· Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый
· Нахождение новых способов решения
· Построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.
Опыт отношения личности представляет собой систему мотивационно- ценностных установок и эмоционально- волевых отношений.
« Пока человек, зная нормы поведения, ведет себя как принято, но делает это равнодушно, его нельзя считать воспитанным» ( С.А. Смирнов)
Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями является условием формирования системы ценностей.
Одной из современных тенденций образования являетсястандартизация системы образования.
Понятие стандарт происходит от английского слова и в переводе означает образец, норма.
Под стандартизацией образования понимается установление единых требований к образовательной деятельности.
Государственный образовательный стандарт ( ГОСТ) –это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания и максимум учебной нагрузки, обеспечивающий уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.
В нашей стране ГОСТ является основным нормативным документом, раскрывающим сущность закона « ОБ образовании»
Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой.
Образовательная программа – это документ, определяющий систему научных знаний, нравственно – этических идей и практических умений, которыми необходимо овладеть воспитаннику.
В основе программ лежат научно – педагогические требования.
Программы могут быть:
· Типовыми ( утвержденные Министерством образования России и имеют рекомендательный характер)
· Рабочими ( в которых раскрывается региональный компонент, данные программы утверждаются педагогическим советом учреждения)
· Авторскими ( на основе ГОСТ, но содержат иную логику изложения, собственные точки зрения.) Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в области разработки программы и быть утверждены педагогическим советом учреждения.
В структуре учебной программы выделяют три элемента:
1. пояснительная записка, в которой определены основные задачи и цели создания программы, выделены концептуальные положения)
2. содержание программы, раскрытие содержания тем, знания и умения
3. методические указания, дидактические материалы и т.п.
|
|
Задание № 2заполните таблицу «Верные и неверные утверждения», проанализируйте, как изменились ваши взгляды.
Задание №3запишите вопросы, которые будут способствовать усвоению содержания темы (подготовьтесь их задать сокурсникам)
«тонкие» (кто, что, как)
3. _______________________
4. ______________________
«толстые» (в чем различие, предположите, что если)
· _______________________
· _______________________
Задание №4составьте план-схему для опорного конспекта, выделяя основные структурные единицы изучения.
Задание №5используя опорную схему, составьте опорный конспект в своей рабочей тетради по педагогике.
Задание №6 составьте синквейн (пятистишье) по теме.
Правило составления:
1. тема – 1 слово – существительное
2. описание темы – 2 слова - прилагательные
3. действие – 3 слова – глаголы
4. отношение автора к теме – 4 слова – фраза
5. резюме темы (эмоции, чувства)- 1 слово
________________
Персоналии
В.И. Логинова
Основная идея:
Основные труды:
Высказывание: