Методика оценки инновационной активности предприятий
При формировании методики оценки инновационной активности в качестве методологической основы можно использовать принципы анализа финансово-экономического состояния и особенности системы деловой активности предприятий [2]. Аналогичным образом здесь также можно осуществлять расчет коэффициентов и проводить их сравнение с установленными величинами. В зависимости от текущего состояния предприятия и его достигнутых результатов в инновационной сфере, а также их соотнесения с эталонными показателями выбирается стратегия лидера или последователя. Базовыми, сравнительными величинами могут быть показатели за прошлый период (или по прошлым инновационным проектам), среднеотраслевые значения или значения показателей у конкурентов. Возможные варианты пороговых показателей инновационной активности для выбора стратегий инновационного развития, приведенные автором, следует считать ориентирующими и приближенными к эталонным. Итак, совокупность расчетных экономических показателей инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия экономическими ресурсами в инновационной сфере, может включать всебя следующие коэффициенты [3]. · Кис – коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью.Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, программные средства, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития. В данном анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам Авн предприятия может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом, по сравнению с другими основными средствами производства. Величина Кис имеет следующий вид: Кис = Си / Авн где: Си – интеллектуальная собственность (стр. 110 «Нематериальные активы» I разд. Бухгалтерского баланса), руб. При этом Кис ≥ 0,10 … 0,15 – стратегия лидера; Кис ≤ 0,10 … 0,05 – стратегия последователя. · Кпр – коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии. Определяется по формуле: Кпр = Пн / Чр где: Пн – число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.; Чр – средняя численность работников предприятия, чел. При этом Кпр ≥ 0,20 … 0,25 – стратегия лидера; Кпр ≤ 0,20 … 0,15 – стратегия последователя.
· Кни – коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР.Он показывает долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования, по формуле: Кни = Ооп / Опн где: Ооп – стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.; Опн – стоимость оборудования производственного назначения, руб. При этом Кни ≥ 0,25 … 0,30 – стратегия лидера; Кни ≤ 0,25 … 0,20 – стратегия последователя. · Кот – коэффициент освоения новой техники. Он характеризует способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий и рассчитывается из соотношения вновь введенных за последние три года в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт, по формуле: Кот = ОФн / ОФср где: ОФн – стоимость вновь введенных основных фондов, руб.; ОФср – среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб. При этом Кот ≥ 0,35 … 0,40 – стратегия лидера; Кот ≤ 0,35 … 0,30 – стратегия последователя. · Коп – коэффициент освоения новой продукции.Он оценивает способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции по формуле: Коп = ВРнп / ВРоб где: ВРнп – выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.; ВРоб – общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб. При этом Коп ≥ 0,45 … 0,50 – стратегия лидера; Коп ≤ 0,45 … 0,40 – стратегия последователя. · Кир – коэффициент инновационного роста.Онопределяет устойчивость технологического роста и производственного развития и свидетельствует об опыте предприятия по управлению инновационными проектами. Показывает долю средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договора по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций (в том числе капиталообразующих и портфельных) по формуле: Кир = Иис / Иоб где: Иис – стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.; Иоб – общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб. При этом Кир ≥ 0,55 … 0,60 – стратегия лидера; Кир ≤ 0,55 … 0,50 – стратегия последователя. Для того чтобы показать возможности применения разработанного метода на практике, оценим и сравним условия реализации стратегий инновационного развития на трех условных предприятиях.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (922)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |