Есть две основные функции: отражать и регулировать
Первая функция. Отражение проявляется в том, что существует психический образ объективной реальности, для субъекта он выступает в виде карты, схемы реальности, знаний, научных теорий, верований, воззрений и т.п. Вторая функция. Регуляция проявляется в эффективном и успешном управлении поведением и деятельностью. Три дополнительные функции психики: Третья функция. Умение. Далеко не всегда правильное и точное отражение обеспечивает эффективную регуляцию. Например, можно хорошо знать теорию и не уметь решать задачи, можно иметь хорошие карты местности и не суметь ими воспользоваться. Умение — это такая психическая активность, которая превращает "мёртвые", пассивные знания, в знания пригодные для эффективной регуляции поведения и деятельности. Четвёртая функция. Исследовательская функция. Эта такая психическая активность, которая позволяет формировать и корректировать психическое отражение на основе поведения и деятельности. Пятая функция. Побудительно-тормозная функция. Все вышеприведённые функции психики предполагают ту или иную психическую активность, а раз так, то у психики есть побудительная функция, которая стимулирует свою собственную активность. Однако иногда бывает, что выгоднее вообще не проявлять какой-либо активности (так поступает испуганная божья коровка), и тогда проявляется тормозная функция психики.
6.сознательный -осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний; - бессознательный- инстинктивные механизмы и личное бессознательное (неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций). 7. Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Восприятие – целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это результат деятельности системы анализаторов. Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Физиологически оно обусловлено работой тех же нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые им психические процессы. Внимание обеспечивает в каждый данный момент в коре головного мозга участок (очаг) с повышенной возбудимостью, доминирующего над остальными его частями. В результате чего и происходит сосредоточение сознания индивида на нужных объектах. Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств человека. Воображение – психический процесс создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. 8. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - англ. psychic /mental processes; нем. Prozessen, psychischen.Различные формы единого, целостного отражения субъектом объективной реальности в процесседеятельности центральной нервной системы (ощущения, восприятие, память, представления, воображение,мышление, речь, чувства, внимание, воля). П. п. выступают в качестве первичных регуляторов поведения иобеспечивают активное отношение к действительности и связь индивида с окружающей средой. Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на органы чувств. Особенность ощущений заключается в их непосредственности и сиюминутности. Когда человек прикасается к предмету, кладет его на язык, подносит к носу, такое воздействие называется контактным. Воздействие предмета раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение - это физиологический процесс, под воздействием которого в нервных клетках возникает возбуждение, передающееся по афферентным нервным волокнам в соответствующий участок мозга. Только в мозге физиологический процесс превращается в психический, и индивид ощущает то или иное свойство предмета или явления. 9. Память -это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. 10. В психологии проблемы мышления тесно связаны с речью. Человеческое мышление и речь протекают на основе общих элементов — слов. Речь присуща только человеку и возникла одновременно с мышлением в процессе его общественно-исторического развития. Мышление — психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире. 11.Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Эмоции(от лат. emovere – волновать, колебать) – это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.). В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Человек унаследовал эмоции от своих животных предков. Страх, ярость, боль – это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей. Самые ранние по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ формы эмоций – удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие. Источником эмоций являются объективно существующие в окружающем мире предметы и явления или изменения, происходящие в организме человека. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями и передаваться другим живым существам.
12.Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака: 1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом». 2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта. 3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности. Функции воли Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции: § инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий; § стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех; § тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности. 13. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В мотивационной сфере выделяются: § мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.; § мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей; § мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя. Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать. Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать. Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности. Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений. · 14. Деятельность — процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей,удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Адаптация— эффективное взаимодействие организма со средой. Дезадаптация — процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой 15. Каждый из нас имеет какое-то свое представление о личности. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т. д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у других — менее. Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни ведут себя в любой ситуации спокойно, другие находятся в постоянном напряжении и т. д.? В этом разделе мы постараемся дать ответы на подобные вопросы. · Личность — многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл А., Зиглер Д., 1997). Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем: · Каков характер главных источников развития личности — врожденный или приобретенный? 2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности? 16. Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам. Затем это слово стало относиться к самому актеру. Позже слово «persona» употреблялось вместе с указанием определенной социальной функции человека, например личности судьи, личности отца, личности торговца и пр. Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль человека. Психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. В отечественной психологии существует ряд определений личности: «личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» (Р. С. Немов). Или, коротко, личностъ – это человек в совокупности его социальных приобретенных качеств. 17. Социально-психологические особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. психические свойства личности – это психические явления устойчивого характера, они влияют на человеческую деятельность и характеризуют личность с психологической и социальной стороны. Иначе говоря, это психические свойства, реализующиеся в определенном социуме (социальная группа или взаимоотношения с людьми). Структуру психологических явлений составляют темперамент, способности, характер и направленность. 18. Нижеследующий анализ основных научных подходов к изучению Я-концепции и самосознания человека необходим для последующего перенесения полученных результатов и их обобщений в область психологии религиозной личности. В настоящем исследовании мы не ставим своей целью осветить все разнообразие исследовательских подходов и теорий в области изучения Я-концепции личности. Это ограничено и рамками самой работы, и в этом нет теоретической и методологической необходимости. Данному вопросу посвящено достаточно большое количество обзорных и аналитических работ3. Внимания заслуживает хрестоматия «Психология Я-концепции: методология, теория, структура» в двух частях, составленная исследователями А.В. Иващенко, В.С Агаповым, И.В. Барышниковой, где представлены ключевые исследования по Я-концепции и самосознанию личности в отечественной психологии. В четко структурированной форме взгляды отечественных ученых в данной области знаний отражены в диссертации И.В. Барышниковой, где представлена и интересная авторская концепция развития и функционирования самосознания личности. Все разнообразие подходов к исследованию Я-концепции и самосознания личности, существующих в зарубежной и отечественной психологии, можно, следуя классификации, предложенной российским исследователем B.C. Агаповым6 , подразделить на следующие основные направления: Экспериментальное (В.М. Бехтерев, Д.А. Дриль, С.С. Корсаков, И.М. Сеченов, И.А. Сикорский)7. Проблема сознания решалась через неразрывное единство субъекта и объекта, самосознание - это механизм взаимодействия «Я» и «не - Я», внутреннего и внешнего миров. Эмпирическое направление (М.М. Троицкий, Г.И. Челпанов и др.) В данном направлении процессы самосознания трактуются как автономные от влияний внешнего мира, основным методом исследования был метод интроспекции. Философско-религиозное 9 (С.С. Гоготский, И.И. Лапшин, Л.М. Лопатин, И.О. Лосский, В.И. Несмелов, В.В. Розанов, С.Л. Франк, П.Д. Юркевич)1 В данном направлении большую роль играет антропологические и религиозные мотивы, можно отметить, что с этих позиций человек понимается как «недостаточное» (вследствие своей греховности) существо. В.И. Несмелов, например, отмечал несоответствие содержаний человеческой жизни принципу блага, на которое ориентировано это содержание. Человек должен стараться приспособить противоречивость обстоятельств собственной жизни к ;s содержанию идеалов. Отсюда борьба с самим собою, противоречия между идеалами и действшельностыо сіановиїся «определениями его самосознания» и «мотивами его деятельности». Интересны размышления В.И. Несмелова, касающиеся земной жизни Иисуса Христа, который предстал как «цельный идеал высочайшего совершенства»11. Можно предположить, то Христос выступил для людей в качестве референтного образа, а его учение, принесшее, согласно В.И. Несмелову, «глубокую живую веру, великий смысл человеческой жизни, и сильную живую надежду», - как совокупность «идеалов» или ориентирующих категорий. Психологическое направление представлено психологическими школами, в основном работающими в русле деятельностного похода, ісории отношений и др. Данное направление представлено именами следующих ученых: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.И. Мясищев, И.С. Кон, Д. Н. Узнадзе, К.А. Абульхаиова, А.Б. Брушлинский, В.В. Сголин и др.12. Акмеологическое направление (О.С. Анисимов, B.C. Агапов, А.А. Бодалев, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) Данное направление сосредотачиваеі свое внимание на исследованиях профессиональной Я — концепции, прогнозированием ее становления и развития, связью Я — концепции с профессиональной деятельностью. Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя каксубъекта практической и познавательной деятельности, какличности (то есть своего нравственного облика и интересов,ценностей, идеалов и мотивов поведения). Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления. 19. На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что - к примеру - Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы, скорее всего, простым рыболовом (охотником, земледельцем), который не оставил никакого следа в истории. Может быть и так, что никому не известный человек, родись он в другое время и в другом месте, мог бы своей славой затмить и Михайло Ломоносова, и Исаака Ньютона. 20. В процессе социального взаимодействия индивид усваивает социальный опыт, определенную систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения. Они позволяют ему успешно устанавливать взаимосвязи между людьми и творчески преобразовывать социальную реальность. Эти процессы объединены общим названием социализации личности. Социализация– двусторонний процесс формирования личности, включающий в себя и усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных взаимодействий с другими людьми, и процесс активного воспроизводства социального опыта за счет активной социальной деятельности и видоизменения социального опыта.Первичнаясоциализация охватывает период детства. В ней решающую роль выполняет семья, обеспечивающая вход индивида в социальные общности. Вторичнаясоциализация охватывает весь жизненный путь человека и накладывается на результаты первичной социализации. Успех вторичной социализации обеспечивает способность индивида отождествлять себя с какой-либо социальной группой. Ресоциализация– процесс усвоения новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних. В этом процессе важно наличие новых ценностей, так как их отсутствие приводит к различным социальным и правовым нарушениям. Десоциализация– процесс, протекающий с момента прекращения трудовой деятельности и приобретения пенсионного статуса.Агенты социализации– социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на вхождение человека в общество. Ими являются все субъекты и группы, с которыми индивид тесно взаимодействует в определенный период своей жизни. В младенчестве главными агентами социализации являются родители. В период от трех до восьми лет агентами социализации кроме родителей становятся друзья, воспитатели и другие люди. В период от 13 до 19 лет начинает формироваться отношение к противоположному полу и как следствие изменяется роль агентов социализации, уменьшается роль родителей и усиливается влияние друзей. В период от 14 до 18 лет появляются новые агенты социализации —учебно-трудовой коллектив. Институты социализации– социальные группы способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения. К ним относятся семья школа, трудовой коллектив, культура. Семья– первичная группа, характеризующаяся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. В ней осуществляется опыт сопереживания и взаимного отождествления. Школа– институт социализации, осуществляющий передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального контакта родителей и детей. Агентами социализации выступают учителя, силами которых проводится обучение учеников. В системе обучения заложены единые для всех ценности и нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе. Трудовой коллектив– институт социализации, который специализирует и делает профессиональной социализацию личности. Культура– институт социализации, который способствует творческому развитию личности и является продуктом ее деятельности в виде норм, ценностей, правил и образцов поведения. Культура делает из индивида личность, обладающую собственным, неповторимым «Я» 21. Когда мы говорим «личность», то, без сомнения, признаем и подчеркиваем довольно высокую ступеньку в развитии индивида. Личностью не рождаются. Личностное развитие начинается с того времени, как только человек включается в социальные отношения и осознаваемую деятельность, и продолжается на протяжении всей его сознательной жизни. Объясняя житейским языком, можно сказать, что на момент своего рождения человек является индивидом. Первые месяцы жизни он все еще находится на этом же уровне, так как все его простейшие действия инстинктивны и не осознаваемы (да простят нас родители младенцев, считающие своих деток умницами с пеленок!). И только через несколько месяцев у ребенка начинают проявляться слабенькие росточки личностных особенностей – наступает период неосознанного формирования личности, первая ступенька которого будет достигнута только к трем годам малыша. Эта ступенька ознаменуется появлением постоянно звучащего требования ребенка: «Я сам!» Далее личностное развитие ребенка будет продолжаться по пути, проложенному родителями и другими представителями его непосредственного окружения, а к совершеннолетию у повзрослевшего человека появится шанс полностью принять ответственность на себя за свой дальнейший личностный рост. Какими особенностями будет характеризоваться личность взрослого человека, зависит от многих факторов, как тех, которые уже оказали свое влияние в период детства, так и тех, которым еще предстоит воздействовать в будущем. Естественной задачей такого поступательного развития является достижение личностной зрелости. Прежде всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают. То есть личностный рост (ЛР) - это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой- либо деятельности, и уж тем более - "общественно-полезной"; не формирование устойчивой "системы ценностных ориентации"; не "присвоение ребенком общественной человеческой сущности"; не формирование "активной жизненной позиции"; не развитие "способно
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |