Тема 3. Личность в психологии
НОВОТРОИЦКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА Учебно-методическое пособие Для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Новотроицк 2011 г. УДК
Фатхуллина Г.М. Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. – Новотроицк: НФ МИСиС, 2011. – 35.
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Психология и педагогика». Оно призвано помочь систематизировать знания, полученные студентами во время аудиторных занятий, усвоить основные аспекты изученных тем и организовать процесс самопроверки и самоконтроля своих знаний.
© Новотроицкий филиал ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НФ МИСиС), 2011.
Содержание Введение. 4 Тематика изучаемых разделов. 5 Тематика контрольных работ. 8 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.. 26 Варианты контрольных работ с указанием перечня заданий. 30 Список рекомендуемой литературы.. 33 Вопросы к зачету. 34
Введение
Данное учебно-методическое пособие ориентировано на студентов, изучающих курс "Психологии и педагогики" и включает в себя 10 основных тем:
1. Предмет психологии 2. Основные этапы становления и развития психологии как науки 3. Познавательные процессы индивида 4. Личность и её структура 5. Темперамент и типология индивидов. 6. Темперамент и деятельность 7. Общение 8. Группа 9. Конфликты в группе и способы их разрешения 10. Педагогика как наука
По каждой теме автором предлагается методологический алгоритм, состоящий из следующих заданий, которые включены в контрольную работу студентов:
1. Тест на проверку знания конкретного материала 2. Объясните, почему 3. Заполните пропуски в фразах 4. Подберите примеры 5. Прокомментируйте 6. Составьте таблицу
Тематика изучаемых разделов
Тема 1. Введение в психологию как науку
Общее представление об объекте и предмете психологии. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания. Необходимость введения в античной философии понятия души для объяснения ряда явлений психической жизни. Представления о душе в философии Платона и Аристотеля. Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Психоанализ и гуманистическая психология в ХХ веке. Развитие психологии в России в ХХ веке. Актуальные проблемы современной психологии. Методы психологии: биологические, математические, медицинские; метод наблюдения и самонаблюдения; психологический эксперимент (лабораторный, естественный, полевой); специальные методы психологического исследования (тесты, проективные методики, анализ документов).
Тема 2. Познавательная деятельность индивида
Ощущение и восприятие, их соотношение. Восприятие как отражение предметов и явлений в их целостности. Основные характеристики восприятия: предметность, целостность, константность восприятия. Роль восприятия в познании окружающего мира. Виды восприятия. Восприятие пространства, движения и времени. Особенности восприятия человека человеком. Внимание как функция активности личности: определение и характеристика видов внимания. Специфика постпроизвольного внимания. Основные свойства внимания: концентрация, распределение, переключение, объем, устойчивость. Внимание и работоспособность. Внимание и деятельность. Память как универсальный познавательный психический процесс. Основные процессы, составляющие единство памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение. Виды памяти как уровни ее развития: двигательная, эмоциональная, образная, словесная память. Непроизвольная и произвольная память. Кратковременная и долговременная память, оперативная память. Основные законы памяти. Индивидуальные особенности памяти у людей. Понятие о мышлении как отражении существенных свойств действительности в опосредованной и обобщенной форме. Мышление как процесс. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование в мышлении. Основные виды мышления. Наглядно - действенное, наглядно - образное, понятийное мышление. Проблема развития мышления в онтогенезе. Интеллект: понятие, характеристика, виды. Связь интеллекта с мышлением и другими познавательными процессами Тема 3. Личность в психологии Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Становление личности в онтогенезе. Основные теории личности в западной психологии (когнитивная, психоаналитическая , феноменологическая и др.). Основные параметры структуры личности по К.К. Платонову. Классификация мотивов. Направленность личности. Роль установок и уровни их проявления в ситуативном развитии мотивации. Иерархизация мотивов и общий профиль мотивационной сферы личности. Социальная ситуация развития личности. Самосознание личности. Самооценка и уровень притязаний. Интересы и их классификация. Характер. Способности личности и их роль в познании, обучении и деятельности. Генетическая детерминация развития личности и ее биологический фундамент (темперамент, половые и возрастные особенности, уровни развития и виды способностей). Социальная обусловленность развития личности и роль семьи в ее становлении. Содержание социализации личности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |