Методологические принципы педагогики
Методы педагогического исследования –способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Для всестороннего изучения применяется вся совокупность рассмотренных методов. Характеристика МПИ самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с А) Педагогическое наблюдение -- .. непосредственное, целенаправленное восприятие пед. объекта, явления, процесса в естественных условиях. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Характерные черты: - целенаправленность; - аналитический характер; - комплексность; - систематичность, - наличие плана с выделением конкретных объектов наблюдения. Этапы наблюдения: 1. Определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение). 2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать). 3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать). 4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); 5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат). Виды наблюдений: - по временной организации (непрерывное и дискретное), - по объему : широкое (сплошное), узкоспециальное (выборочное), -по способу получения сведений непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное), - по типу связи наблюдателя и наблюдаемого (включенное и невключенное ), - по условиям проведения - полевые (в естественных условиях) и. лабораторные, - по плановости - неформализованное (свободное) наблюдение и формализованное (стандартизированное), - по частоте применения - постоянные, повторные, однократные, многократные, - по способу получения информации - прямое и косвенное наблюдение. Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных целей. Достоинства: - позволяет изучить предмет в целостности; - в естественных условиях; - в многогранных связях и проявлениях. Недостатки - не позволяет: - охватить большое количество лиц, явлений; - активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; - делать точные замеры; - требует много времени; - существует вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя; - возможна недоступность наблюдения некоторых явлений, процессов. - пассивная форма проведения научного исследования. Б) Исследовательская беседа - диалог педагога с учащимся в соответствии с целями исследования по заранее разработанной программе (плану). Ис. беседа позволяет выяснять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. Требования к беседе: - предварительная подготовка; - умение вызвать собеседника на откровенность; - нецелесообразность постановки вопросов «в лоб»; - четкость вопросов, - тактичность, - доверительность. - проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. - ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии, где исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, а ответы записываются открыто. Результативность исследовательской беседы, интервьюирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника: 1. определение характера информации, которую необходимо получить; 2. составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; 3. составление первого плана вопросника; 4. предварительная его проверка путем пробного исследования; 5. исправление вопросника и окончательное его редактирование. Достоинства: - большая эффективность, по сравнению с пед набл - - Недостатки: - - В) Изучение документации и продуктов деятельности обучающихся - анализ результатов различной деятельности учащихся, документации. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. До форме фиксации информации существуют: - письменные документы -
- статистические данные (информация в основном цифровая); - иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины); - фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты); - технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество). Изучение продуктов деятельности обучающихся: письменных, графических, творческих, контр. работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей позволяют получить необх-мые сведения об индивид-ти обуч-ся, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. Виды продуктов деятельности:
Г) педагогический эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его пед. эффективности; исследоват. деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в пед. явлениях, которая предполагает опытное моделирование пед. явления и условий его протекания. Этапы эксперимента: 1) теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); 2) методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); 3) собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых): констатирующий, формирующий, контрольный; 4) аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. Виды эксперимента: - естественный и лабораторный, - длительный или кратковременный. - констатирующий - устанавливающий реальное состояние дел в процессе, - преобразующий - для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности обучающегося или ученического коллектива. - контрольный - Требования к педагогическому эксперименту: - не допускать риска для здоровья воспитанников; - не проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (650)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |