ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ
ЛЕКЦИЯ 14. 1. Перенесение на местность проектных расстояний 2. Построение проектного угла 3. Вынесение на местность проектных отметок 4. Построение линии с проектным углом
I вопрос. Перенесение на местность проектного расстояния. (Построение линии проектной длины) А) С обычной (технической) точностью, когда относительные погрешности 1:1000; 1:2000; 1:3000 Исходные данные: - dпр (проектное); - мерный прибор, ленты мерные. Решаемая задача – отложить на местности расстояние D, горизонтальное проложение d которого равно проектному dпр. Для обеспечения требуемой точности отложения в проектное расстояние вводят поправки: - за наклон местности - температуру измерений - компарирование мерного прибора
Условия расчёта поправок
За наклон
где
Поправка за наклон при отложении линии всегда вводится со знаком «плюс» За температуру
tи ,tк – температуры мерного прибора при измерении и компарировании. За компарирование
l – длина мерного прибора
А) с обычной (технической точностью)
- отложить проектное расстояние d `пр( отрезок МС1) - измерить отложенный отрезок в прямом и обратном направлении и найти его среднее значение dср; - вычислить горизонтальное проложение d1 с учётом поправок:
- сравнить значение dгор и dпр и определить поправки к отложенному расстоянию:
- отложить поправку - отрезок МС будет соответствовать проектному расстоянию.
Б) С повышенной точностью (1:10000 – 1:15000) способом редуцирования. Рекомендуемый порядок выноса (построения) длины линии: 1. 2. Подготовить створ отложений линии для детального измерения: - по створу линии разместить с помощью теодолита колышки с ровным верхним срезом и крестообразной насечкой торца колышка
на 2-3 м меньше длины мерного прибора (17-18м для ленты длиной 20м)
- провести нивелирование торцов кольев и определить превышения концов отрезков 3. Провести измерения всей линии последовательно по отрезкам с помощью рулетки с мм делениями, натяжение рулетки контролировать по динамометру. - каждый отрезок измеряют дважды со сдвигом полотна рулетки
- проводят контроль измерений отрезка где
где m – С.К.П. измерения линии; 3 – утроение значения С.К.П.
4. Рассчитать значение поправок в измеренные отрезки:
5. Рассчитать измеренную длину отложенной линии:
6. Вычислить величину редукции:
7. Отложить на местности размер редукции отрезка. Если:
II вопрос. Перенесение на местность горизонтального угла проектной величины.
Исходные данные: - положение вершины угла; - направление одной из сторон; - теодолит, веха. Требуется найти: положение другой стороны угла.
Последовательность работы: 1. Подготовить теодолит к работе над точкой А (с центрованием). 2. Установить на лимбе нулевой отсчёт. 3. Сориентировать теодолит по точке В нулевым отсчётом. 4. Закрепить круг и вращая алидаду установить величину проектного угла. 5. На полученном направлении визирной линии установить на необходимом расстоянии веху или шпильку (т.С1). 6. При другом положении ВК (установить) отложить проектный угол (т.С2) 7. Разделить расстояние С1С2 пополам и закрепить среднюю точку С. Направление АС принимают за искомую сторону проектного угла. 8. Разность где t – точность отсчёта устройства.
Для повышения точности перенесения проектного угла 1. Отложить проектный угол – при одном положении круга ( 2. Измерить отложенный проектный угол при КП и КЛ способом повторений. Число повторений 3-4. 3. Рассчитать среднее значение измеренного угла
где n – число повторений 4. Сравнить 5.
6.
(–) – внутрь угла (+) – в противоположную сторону
7. Найденную точку С закрепляют на местности. Направление АС принимают за искомую сторону проектного угла.
III вопрос. Перенесение на местность проектной отметки. Исходные данные: - точка высотное положение которой известно (репер, марка); - точка на которую нужно предносить проектную отметку; - нивелир или теодолит; Схема перенесения на местность проектной отметки
1. Установить нивелир между репером и колом, на который передают отметку. 2. Взять отсчёт по чёрной стороне рейки установленной на репере a и вычислить высоту горизонта прибора
3. Вычислить отсчёт, который должен быть прочитан по рейке установленной на колышке, чтобы отметка его верхнего среза равнялась Нпр 4. Забивают кол в землю добиваясь равенства прочитанного и вычисленного отсчётов (вытаскивать колышки до проектной отметки не разрешается) 5. Контроль переноса проводят повторным измерением с изменением высоты установки прибора ( IV вопрос. Перенесение на местность линии с проектным уклоном. Исходные данные: - точка высотное положение которой известно - направление по которому должна проходить линия с проектным уклоном; - нивелир (теодолит), мерная лента; - проектный уклон i `. Найти положение линии с проектным уклоном iпр. Схема построения линии с проектным уклоном.
1. Отложить на местности проектное расстояние и отметить колышком 2. Вычислить проектную отметку в точке В.
3. Установить нивелир между точками А и В. 4. Взять отсчёт по рейке в точке А и рассчитать отметку горизонта прибора.
5. Вычислить отсчёт по рейке, который должен соответствовать проектному положению торца колышка в точке В. 6. Вынести отметку точки В. 7. Линия соединяющая торцы колышков и будет линией с заданным уклоном. При больших длинах линий с заданным уклоном в створе линии разбивают ряд промежуточных точек.
1. Нивелир установить в точке А, чтобы один из подъёмных винтов подставки был расположен по линии АВ. 2. Измерить высоту прибора l 3. Вращая подъёмный винт установить средний горизонтальный штрих сетки нитей на отсчёт l равный l по рейке в точке В. 4. Последовательно перенося рейку на промежуточные точки (1,2) забивают колышки так, чтобы отсчёт по рейке в этих точках равнялся высоте прибора. При больших уклонах вместо нивелира используют теодолит.
1. Подготовить теодолит к работе в точке А, а так же: - определить МО; - измерить высоту установки теодолита iт и отметить его на рейке; - отложить наклонное расстояние D до точки В. 2. Установить на ВК теодолите значение ٧пр 3. Рейку установить на колышек в т. В. 4. Колышек в точке В забивать до тех пор, пока отсчёт по рейке не станет равным высоте теодолита iт.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |