Современное понятие здорового образа жизни
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Обоснование сущности здорового образа жизни как основы саморазвития и эффективной деятельности имеет первостепенное значение в повышении качества жизни всех слоев общества. Понятия «здоровый образ жизни» и «качество жизни» имеют различные трактовки. Под качеством жизни понимается совокупность ее характеристик, объективно и субъективно выражающих соответствие потенциальных возможностей субъекта жизни (индивида, социальной группы, общества), свойств, средств, условий, процессов и результатов его жизнедеятельности природно заданным и культурно обусловленным потребностям, интересам, ценностям и целям. Под образом жизни понимается совокупность исторически сложившихся и принятых как естественная норма обществом (или определенной социальной группой) типичных форм поведения и деятельности в различных жизненных сферах, Здоровым следует считать такой образ жизни, который соответствует нормам и интересам общества в целом. Качество жизни складывается из двух блоков: 1) здоровье - физиолого-психологическая база жизнедеятельности и 2) социально-личностное благополучие - специфически человеческая составляющая жизнедеятельности общества. Социально-личностное благополучие включает: - социально-демографический потенциал населения, складывающийся из демографического, психологического, культурного и социально-политического потенциалов; - социальное самочувствие, включающее чувство безопасности, настроение; - самореализацию граждан в разных сферах жизнедеятельности: в семейной жизни, трудовой деятельности, нерегламентированных видах деятельности. Системообразующим фактором образа жизни является структура ценностных ориентации. Обобщение результатов ряда исследований показывает, что у людей в возрасте 18-29 лет доминируют такие ценности, как здоровье, друзья, любовь, семья, материальная обеспеченность, свобода, инициатива, предприимчивость, насыщенная впечатлениями жизнь. Роль жизненных ценностей зависит в основном от типологии людей, причем распределение типов в разных слоях общества неодинаково. Существует и маргинальная группа с доминированием ценностей и стремлений асоциальной направленности. Формирование здорового образа жизни предполагает резкое уменьшение доли этой группы в обществе и определенную дифференциацию образа жизни в других социальных образованиях. Но всю совокупность этих не вполне совпадающих типов можно будет считать здоровым образом жизни, если эта совокупность обеспечит развитие и созидательную деятельность в направлении достижения целевого критерия качестважизни. В современных условиях резко возрастает значение здорового образа жизни населения. Выполнение правил здорового образа жизни позволяет обеспечить гармоничное развитие, сохранение и укрепление здоровья, высокую работоспособность и продление творческого долголетия, а также дает возможность раскрыть наиболее ценные качества личности, которые необходимые в условиях динамического развития нашего общества. Здоровый образ жизни включает следующие основные элементы: отказ от вредных привычек - разрушителей здоровья (курение, алкоголь, наркотики); оптимальная двигательная активность (физические упражнения и массовый спорт); закаливание; рациональный режим труда и отдыха; личная гигиена; сбалансированное питание; восстановительные мероприятия. Искоренение вредных привычек - непременное условие здорового образа жизни. Эти разрушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье, способствуют распространению преступности. Оптимальный двигательный режим - важнейший раздел здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения здоровья и работоспособности, профилактики неблагоприятных возрастных изменений. Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих заболеваний, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую трудоспособность. Личная гигиена - позволяет сохранить и укрепить здоровье, а также избежать многих инфекционных заболеваний. Рациональное питание - важное слагаемое здорового образа жизни, оно обеспечивает нормальный рост и развитие организма, способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности и продлению человеческого долголетия, а также поддержанию оптимальной массы тела. Восстановительные мероприятия - стимулируют восстановительные процессы в организме и таким образом способствуют укреплению здоровья, повышению работоспособности в любом возрасте. При этом необходимо широко использовать различные виды пассивного и активного отдыха. Следует особо подчеркнуть, что оптимальный двигательный режим является наиболее важным формирующим фактором здорового образа жизни. Научные исследования показывают и практика подтверждает, что, приступив к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, люди быстро приобщаются к здоровому образу жизни: отказываются от вредных привычек, начинают закаливаться, соблюдать рациональный режим труда и отдыха, правильно питаться, применять различные оздоровительные мероприятия. В связи с этим в значительной мере возрастает значение физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди различных слоев населения. Утверждение здорового образа жизни должно охватывать все сферы жизнедеятельности людей (семейно-бытовую, учебную, производственную, общественную, досуговую), а также все уровни: от общегосударственного до индивидуального. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к здоровью и интеллектуальным возможностям. При этом социальная значимость человека определяется образованием, профессиональной квалификацией и состоянием здоровья. Формирование здорового образа жизни имеет важное значение в производственной деятельности, где от работника требуются эффективная производительность труда, крепкое здоровье и высокая трудоспособность. В современных условиях жизни проблема здоровья человека выходит за рамки медицинской науки и практики, перемещаясь в сферу образования. Педагогическая наука, приняв на себя ответственность за развитие здоровой, жизнеспособной, гармоничной личности, унаследовав традиции «лечебной педагогики», гигиенического воспитания и педагогической валеологии, поставила проблему здорового образа жизни в ряд особо значимых, актуализировала творческое начало в деятельности по укреплению здоровья. Проблема здорового стиля жизни попадает сразу в два смысловых контекста: формирование здоровой личности и развитие индивидуальности. Круг феноменов, относимых к понятию «стиль», связан с широким спектром индивидуальности человека, вследствие чего он является междисциплинарным. При его определении авторы стремятся сохранить его генетическое родство со стилем деятельности, с учетом условий и параметров жизнедеятельности в целом. Теоретический анализ позволяет представить стиль как нерасчлененное единство внешних и внутренних проявлений личности, ее деятельностной, поведенческой и ценностной составляющей, и рассматривать его как интегративный способ приспособления к миру. В философии и социологии стиль жизни традиционно соотносится с образом жизни. Неправомерно отождествлять и противопоставлять эти понятия. Их различие обнаруживается при рассмотрении с позиции индивидуальности и субъективизма. Субъектом образа жизни как создателя тех или иных форм жизнедеятельности, имеющих социально типичный характер, признают социальные группы и общество в целом. Носителем социально типичных черт жизнедеятельности является отдельная личность, выступающая субъектом собственного стиля жизни. Образ жизни личности может быть задан от рождения, стиль же формирует она сама, самостоятельно действуя в границах имеющегося образа жизни, допускающего широкий диапазон индивидуальных различий, активную смену сложившихся обстоятельств, творчески строя свою жизнь, успешно самовыражая себя в ней. Уровень субъективности в стиле жизни, мера реализации возможностей образа жизни будут существенно отличаться в зависимости от зрелости личности, поскольку субъект - это человек на высшем уровне активности, целостности, автономности. Поэтому стиль жизни - не субкатегория образа жизни, а воплощение на уровне личности, его конкретная форма, посредством которой он доводится до реального воплощения. Здоровый стиль жизни- личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий, целостная система жизненных проявлений личности, способствующая гармонизации своей индивидуальности в условиях жизнедеятельности и являющаяся средством самоактуализации в ней личности. Дифференциация понятий «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» позволяет согласовать «норму» и «вариативность», «индивидуальность» и «заданность», определить ту грань, которая разделяет разумное для одного и неприемлемое для другого. Степень оптимальности определяется тем, насколько выбор личности в рамках здорового образа жизни соответствует индивидуальным типологическим особенностям, системе потребностей. Главной критериальной чертой здорового стиля жизни является его сопряженность с самоактуализацией. Исходя из сказанного для субъектов жизнедеятельности выделены следующие критерии здорового стиля жизни: • организационный (наличие полноценной жизненной стратегии, а не кратковременных тактик выживания; пролонгированная регуляция времени; восприятие жизни в единстве ее прошлого, настоящего и будущего); • гигиенический (рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены); • коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятельность, способность к продуктивному общению, поисково-творческая активность); • адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации, гибкость в поведении и общении, соразмерность); • культурно-эстетический (широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде); • ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и саморазвития, наличие валеологического идеала); • эмоционально-волевой (эмоционально-психологическая устойчивость, внутренний локус контроля, спонтанность, оптимизм); • индивидуально-личностный (высокий уровень самопринятия и самоуважения, сензитивность к себе, способность сохранять свою уникальность и творчески реализовывать ее). Гармония личности особенно важна в условиях жизнедеятельности. Для гармоничного развития человека необходимо повышение качества жизни, ведение здорового образа и стиля жизни. К сожалению, здоровье в обществе, в первую очередь из-за низкой культуры, еще не заняло ведущего места в иерархии потребностей человека. Поэтому в воспитании отношения к здоровью как главной человеческой ценности наиболее эффективным средством, направленным в том числе и на физическое развитие личности (снятие нервных нагрузок, укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем), выступает общественная анимация в качестве предмета и метода социальной активности личности.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1917)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |