Лекция № 4 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА
1. Возрастные особенности пищеварительной системы. 2. Возрастные особенности обмена веществ детей и подростков 3. Возрастные особенности кровеносной системы 4. Возрастные особенности дыхания 5. Возрастные особенности мочевыделительной системы.
1. Возрастные особенности пищеварительной системы. Зубы закладываются и развиваются в толще челюсти. Зачатки постоянных зубов закладываются во внутриутробном периоде развития. На 6—8-м месяце жизни у ребенка начинают прорезываться временные, или молочные, зубы. Первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; к концу первого года жизни прорезывается обычно 8 зубов. В течение второго года жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. В 6—7 лет у детей начинают выпадать молочные зубы, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Прорезывание постоянных зубов заканчивается к 14 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25— 30 лет; в 15% случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Длина пищевода у новорожденных составляет 10 см, у 5-летних детей— 16 см, у 15-летних— 19 см, у взрослых-25 см. Слюнные железы функционируют с момента рождения ребенка, но в первые месяцы слюны отделяется мало. С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается: наиболее заметные сдвиги в слюноотделении отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 см3 слюны. Объем желудка с момента рождения до 1 года увеличивается в 10 раз. Форма желудка у новорожденного округлая, после 1,5 лет желудок приобретает грушевидную форму, а с 6—7 лет его форма не отличается от желудка взрослых. Желудочные железы в первые годы жизни ребенка еще недоразвиты и малочисленны, хотя и способны секретировать желудочный сок, в котором содержание соляной кислоты, количество и функциональная активность ферментов значительно ниже, чем у взрослого человека. Так, количество ферментов, расщепляющих белки, увеличивается особенно интенсивно с 1,5 до 3 лет, затем в 5—6 лет и в школьном возрасте до 12—14 лет. Содержание соляной кислоты увеличивается до 15—16 лет. Низкая концентрация соляной кислоты обусловливает слабые бактерицидные свойства желудочного сока у детей до 6—7 лет, что способствует более легкой восприимчивости детей этого возраста к желудочно-кишечным инфекциям. Масса поджелудочной железы увеличивается в возрасте от 1 года до 8 лет. Активность липазы увеличивается к концу первого года жизни и остается высокой до 9-летнего возраста. Активность ферментов, расщепляющих углеводы, на протяжении первого года жизни увеличивается в 3—4 раза, а максимальных значений достигает к 9 годам. В процессах переваривания пищевых веществ в двенадцатиперстной кишке важнейшую роль играет желчь. Выделение желчи печенью происходит с первого дня жизни ребенка. У детей кишечник относительно длиннее, чем у взрослых. У взрослого человека длина кишечника превышает длину его тела в 4—5 раз, а у грудного ребенка — в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет в связи с переходом от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет. 2. Возрастные особенности обмена веществ детей и подростков.Процессы ассимиляции и диссимиляции в здоровом взрослом организме находятся в динамическом равновесии. В детстве, когда происходит усиленный рост, преобладают процессы ассимиляции, в старости — процессы диссимиляции. Эта закономерность может нарушаться в результате различных заболеваний и действия других экстремальных факторов окружающей среды. Энергетически затраты организма в условиях покоя - основной обмен - у детей интенсивнее, чем у взрослых. Динамика основного обмена с возрастом тесно связано с энергетическими затратами на рост. Энергетические затраты тем больше, чем моложе ребенок. Обмен белков. белковый набор каждого человека является строго уникальным, специфичным. В организме белки выполняют различные функции: ферментативная, транспортная, сократительная, строительная. Для растущего организма потребности в белке значительно выше. На первом году постнатального развития ребенок должен получать более 4 г белка на 1 кг массы тела, в 2—3 года — 4 г, в 3—5 лет — 3,8 г и т. д. Об интенсивности белкового обмена в организме судят по количеству поступившего и выделившегося из организма азота. 1 г азота содержится в 6,25 г белка. Если поступление азота больше, чем его выделение, то в организме наблюдается положительный азотистый баланс т. е. преобладание синтеза белка над его распадом. Обычно положительный азотистый баланс наблюдается у растущего организма. Если количество выведенного из организма азота больше количества введенного, то говорят об отрицательном азотистом балансе. Он обычно наблюдается при голодании, некоторых заболеваниях и на заключительных этапах старения организма. Обмен жиров и углеводов. Принято считать, что в рационе здорового взрослого человека жиры должны составлять около 30 % общей калорийности пищи, т. е. человек должен съедать в сутки 80—100 г жиров. Необходимо использовать в пищу жиры и животного, и растительного происхождения, приблизительно в соотношении соответственно 2:1, так как некоторые составные компоненты растительных жиров не могут синтезироваться в организме. Это так называемые непредельные жирные кислоты: линолевая, линоленовая и арахидоновая. Недостаточное поступление этих жирных кислот в организм человека приводит к нарушению обмена веществ и развитию атеросклеротических процессов в сердечно-сосудистой системе. При пониженном содержании сахара в крови (менее 0,1 %) гликоген, имеющийся в печени и мышцах, расщепляется до глюкозы и поступает в кровь; образование глюкозы возможно также из белка и жира. Патологическое снижение глюкозы до 0,05% опасно для жизни, наступает обморочное состояние (инсулиновый шок), которое также связано с нарушением функций поджелудочной железы. В детском организме наблюдается более полноценное и быстрое усвоение углеводов и большая устойчивость к избытку сахара в крови. Например, появление сахара в моче у детей наблюдается при поступлении не менее 8—12 г глюкозы на 1 кг массы тела, а у взрослых — уже при поступлении 2,5—3 г Водно-солевой обмен. Вода в организме человека является одновременно строительным материалом, катализатором всех обменных процессов и терморегулятором тела. Содержание воды в детском организме значительно выше, особенно на первых этапах развития. По данным эмбриологов, содержание воды в теле 4-месячного плода достигает 90 %, а у 7-месячного — 84 %. В организме новорожденного, по данным разных авторов, вода составляет от 70 до 80 %. В постнатальном онтогенезе содержание воды быстро падает. Большее содержание воды в организме детей, связано с большей интенсивностью обменных реакций, связанных с их быстрым ростом и развитием. Общая потребность в воде детей и подростков возрастает по мере роста организма. Если годовалому ребенку необходимо в день примерно 800 мл воды, то в 4 года — 1000 мл, в 7—10 лет — 1350 мл, в 11 — 14 лет— 1500 мл. Роль макро- и микроэлементов многообразна. кальций и фосфор составляют основу нашего скелета, фосфор и сера входят в состав белков нашего мозга. Натрий и калий играют большую роль в деятельности нервной системы, обусловливая электрофизиологические процессы. Железо является необходимым компонентом гемоглобина крови. Не менее важна и роль микроэлементов, многие из них участвуют в процессах кроветворения (медь, молибден, кобальт). Йод необходим для образования гормонов щитовидной железы. Его отсутствие в пище приводит к развитию заболевания, называемого эндемическим зобом. Фтор необходим для правильного формирования ткани зубов, особенно зубной эмали. Его излишек вреден, он приводит к заболеванию — флюорозу (хрупкость зубной эмали), недостаток вызывает разрушение зубов (кариес), особенно у детей. Потребности взрослого и ребенка в минеральных веществах значительно отличаются, недостаток минеральных веществ в пище ребенка более быстро приводит к различным нарушениям обменных реакций детского организма и соответственно к нарушению его роста и развития. Витамины. Витамины требуются для нашего организма в ничтожно малых количествах, но их отсутствие (авитаминоз) приводит организм к гибели: цинга, бери-бери, пеллагра, которые уносили в могилу тысячи человеческих жизней., а недостаток в питании или нарушение процессов их усвоения — к развитию различных заболеваний, называемых гиповитаминозами.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3367)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |