АРХИТЕКТОНИКА И КОМПОЗИЦИЯ СЦЕНАРИЯ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА
Сценарий театрализованного действа характеризуется такими важными понятиями, как архитектоника и композиция. Архитектоника сценария - это структурная основа театрализованного действа, общая внешняя форма строения и взаимосвязи его частей. Искусная архитектоника сообщает сценарию единство составляющих его частей. Составляющие архитектоники драматургически цельного театрализованного представления с непрерывным развитием действия – это участки драматургической кривой: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка и финал. В случае поэпизодного построения сценария театрализованного действа его архитектонику определяют следующие структурные схемы. «Шашлык». При этом драматургически цельные и независимые друг от друга эпизоды как бы нанизываются на единый стержень, которым может служить сквозной персонаж, работающий в каждом эпизоде; одно и то же место действия, в котором происходящее автономно и не зависит одно от другого; одно и то же время, печать которого лежит на внешне непохожих событиях и т.п. «Цепь». В этом случае концовка каждого предыдущего эпизода служит началом последующего. Другими словами, событие как разрешение конфликта, содержащееся в предыдущем эпизоде, служит ситуацией для развития конфликта в эпизоде последующем. Такая схема характеризуется определенной драматургической гибкостью и наличием причинно-следственной связи между эпизодами. «Мозаика». При такой схеме драматургически независимые и внешние никак не связанные между собой эпизоды фрагментарны, но подобно кусочкам смальты они в совокупности создают общую живописную картину. «Матрешка». В этом случае каждый последующий эпизод является более укрупненной и подробной разработкой одного из смысловых элементов предыдущего эпизода. При этом предпринимается попытка дойти до сути, до корней проблемы, явления, события, человека и т.д. «Перекресток». При такой схеме драматургически законченные и независимые между собой эпизоды являются либо следствием одной и той же причины, либо причины разные, но приводят они к одному и тому же результату. Композиция сценария театрализованного действа определяет закономерное, мотивированное расположение отдельных драматургических деталей и элементов внутри структурных модулей, составляющих архитектонику сценария, и взаимное соотношение этих деталей. Можно сказать, что композиция в сценарии театрализованного представления с непрерывным развитием действия - это направление развития действия и последовательность событий, их мотивировка и раскрытие внутри участков драматургической кривой. В случае поэпизодного построения сценария композиция определяет необходимую последовательность эпизодов и краткое содержание действия, происходящего внутри каждого эпизода. Архитектонику сценария легко передать вкратце, композиция же требует более подробного изложения и почти не поддается пересказу. Приведенный ниже сценарий дает наглядный пример архитектоники и композиции театрализованного действа.
Страсти-мордасти
Сценарий театрализованной игровой программы
Вступление Занавес закрыт. На авансцену выходят: 1-й ведущий с радиоприемником и 2-й ведущий с газетой. Музыка. Звучит вступительная песня
Ведущие(поют): Бывает жизнь зловещая, как плаха. И дрожь берет от ужаса и страха. Бывает жизнь простая, как петит, когда ничто наш быт не возмутит. Свершаются события и сроки. Гуляет гром, то близкий, то далекий. До черта информации вокруг, и доброй, и берущей на испуг. И мы к напасти быстро привыкаем, не куксимся и даже не икаем. И в мире нет предмета и врага страшней гвоздя в подошве сапога. 1-й:Ба! Кого я вижу! 2-й:Ба! Сколько лет, сколько зим! 1-й:Ну и что скажешь? 2-й:А то и скажу: всему хорошему во мне я обязан прессе. 1-й:Иди ты! 2-й:Чтение - вот лучшее учение. 1-й:Иди ты! 2-й:Любите прессу – источник знаний. 1-й:Иди ты! 2-й:А что... Вот, пожалуйста! (Прочитывает информацию) Зарубежные киллеры с помощью генераторов импульсных токов программируются на убийство и последующее самоубийство. Остается надеяться, что российские мафиози еще не скоро овладеют этим передовым методом. 1-й:Это ж надо! 2-й:А ты как думал! Или вот еще... (Прочитывает информацию) Интимная жизнь, страсть и измены, откровения кинозвезд, что происходит ночью и что делать после этого утром. Все это - на страницах нашей газеты вчера, сегодня и завтра. 1-й:Это ж надо! 2-й:А ты как думал! Или вот... Армированные двери из Германии – залог вашего покоя и процветания. 1-й:Это ж надо! 2-й:То-то же! Новое поколение выбирает пепси! 1-й:Что то-то же? Ты думаешь, я не знаю, да? (Включает радио. Звучит информация). Аркадий К., открывший способ верного выигрыша в рулетку, уверен, что это ему даром не пройдет. Он вынужден скрываться и не выходит на улицу без парика и грима. Но как долго это может продолжаться? 2-й:Неужто? 1-й:Ты думаешь, я не знаю, да? Вот еще... (Звучит информация) Забудь обо всем за сказочной игрой «Денди». 2-й:Неужто? 1-й:Ты думаешь, я не знаю, да? А вот это... (Звучит информация) На этом сейшене мы так оттяжно поджемовали! В общем, оттянулись в полный рост. 2-й:Неужто? 1-й:Радио – оно тоже дитя прогресса. Даром что ли его Попов придумал? 2-й:Так уж и значит? 1-й:Сказанное ребром не вырубишь топором. 2-й:Так уж и значит? 1-й:Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. 2-й:А то я не знаю! 1-й:Ты знаешь, я знаю, мы знаем, они знают, все знают – и хоть бы что! Никто не боится! 2-й:А чего бояться! Обыкновенная вещь. По державе посчитать, так на каждый чих да еще с прибором... 1-й:То-то и оно... Вот ежели скелеты в пляс – это да! 2-й:А медуза с Горгоной – так и того пуще! 1-й:Вот это ужас так ужас! 2-й:Страшно, аж жуть! 1-й:Дрожь в коленки бьет! 2-й:Кровь в жилах стынет! Ведущие с криком убегают за кулисы. Шумовой и световой эффект. На сцене - привидения
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2695)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |