Отличительные особенности американской и немецкой моделей контроллинга
В отличие от развитых стран Европы и Америки, в Украине интерес к контроллингу начал проявляться в конце 90-х годов, когда в экономике окончательно закрепились как юридические, так и фактически, рыночные принципы хозяйствования. К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены: - создание системы управленческого учета; - разработка системы стратегического и оперативного планирование; - внедрение инструмента бюджетирования. Однако комплексно концепция контроллинга пока еще не вошла в практику. Объяснением этому служит тот факт, что в развитии данного направления заинтересован крупный и средний бизнес, который пока только набирает темпы своего развития. Ведь на внедрение системы оказывают влияние такие факторы, как продолжительность существования организации на рынке, отрасль, размер, структура, уровень автоматизации управления и постановки менеджмента в организации. Можно сделать вывод, что в Украине имеется значительный потенциал развития концепции и методов контроллинга, и, самое главное, возможностей их практического использования. Целью дисциплины «Контроллинг» является изучение студентами теоретических и практических основ планирования, контроля, учета, анализа и оценки ситуации для принятия управленческих решений. Основные задачи контроллинга заключаются в следующем: - изучение вопросов управления прибылью предприятия, а также способов избегания банкротства и кризисных ситуаций; - изучение комплекса вопросов, связанных с процессом реализации целей предприятия, таких как: планирование, разработка бюджетов, управленческий учет, анализ и контроль отклонений фактических результатов от плановых, выработка оптимальных управленческих решений. В результате изучения контроллинга появляются навыки в использовании общих и методологических принципов концепции управления деятельностью предприятия. Формируется представление об основах организации службы контроллинга в организациях. Предметом курса являются отношения в процессе управления современным предприятием как системой. Рассматриваются теоретические положения в области управления, прикладные аспекты менеджмента и контроллинга и опыт предпринимательских структур, а также разработка контроллинговых систем управления для конкретных объектов. Под конкретной системой подразумеваются методы и инструменты контроллинга — своеобразного механизма саморегулирования на предприятии, обеспечивающего обратную связь в контуре управления. Для понимания того, как та или иная наука изучает свой предмет, следует рассмотреть методологию. Методология - это наука о методах. Методология экономической теории, а, следовательно, - и всех частных экономических наук - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений, управление хозяйственным механизмом и процессом производства. Методы менеджмента и контроллинга - это совокупность методов и приемов влияния на деятельность предпринимательской структуры с целью достижения стратегии развития. Используются методы научного познания: - метод научной абстракции; - анализ и синтез; - исторический и логический методы; - экономике - математическое моделирование и прогнозирование; - экономический эксперимент. Также используются специальные методы и приемы менеджмента: - экономические (технико-экономические планы, экономические стимулы, налоги, финансы, кредит, бюджет, цены); - административные (организационные действия, распорядительные и дисциплинарные действия); - социально – психологические (социальные планы, моральные стимулы, методы формирования коллектива предприятия и социально - психологического климата в коллективе). Применение этих методов будет изложено в отдельных темах курса. ТЕМА 1 КОНЦЕПЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА План 1. Сущность контроллинга. Основные термины и определения 2. Задачи и функции контроллинга 3. Виды контроллинга. Сущность стратегического и оперативного контроллинга 1. Сущность контроллинга. Основные термины и определения Понятие контроллинга как научной категории возникло в западной экономической науке и впоследствии в конце 90-х гг. было воспринято в Украине в связи с поиском механизмов, способных обеспечить эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. В большинстве научных публикаций, посвященных контроллингу или затрагивающих его в какой-то мере, теория контроллинга рассматривается в двух основных аспектах: 1. анализ основных представленных в научных публикациях концепций контроллинга; 2. классификация его видов. Традиционно все концепции контроллинга принято делить на три группы. 1. Контроллинг понимается как функция, интегрированная в систему бухгалтерского учета. При этом основное внимание в ходе экономического анализа сосредотачивается на показателях результатов деятельности предприятия, выраженных в денежном измерении. В данной концепции доминирует ориентация на общие финансовые результаты, без учета вклада каждого подразделения фирм в совокупные итоги и без учета дифференциации результатов функционирования отдельных подразделений и служб предприятия. Главная особенность данной концепции контроллинга заключается в том, что он ориентирован лишь на прошлую динамику и на текущие задачи менеджмента. Данная концепция ориентирована на систему бухгалтерского учета, в последние годы уже не имеет своих сторонников, и может рассматриваться лишь в историческом контексте. 2. Концепция контроллинга, основанная на приоритетной ориентации контроллинга на обеспечение служб менеджмента информацией, необходимой для принятия решения. Такая информация является комплексной, охватывает качественные и количественные аспекты деятельности предприятия, представлена различными видами показателей, содержит данные о прошлом, настоящем и планируемом или прогнозируемом будущем, т.е. становиться инструментом обеспечения всего информационного поля системы управления организацией. 3. Концепция контроллинга, ориентированная на управление с акцентом на координацию, или планирование и контроль. Каждая из перечисленных концепций носит ограниченный, частный характер и соответствует начальным этапам и раннему опыту внедрения контроллинга в практику управленческой деятельности. Более зрелая и завершенная интерпретация сущности контроллинга выражена в современной концепции, которая предусматривает использование контроллинга как инструмента, обеспечивающего ликвидацию узких мест в деятельности организации и ориентированного на будущее в соответствии с поставленными стратегическими целями предприятия. При таком понимании контроллинга он задействован на всех стадиях управленческого процесса, конечной целью которого является обеспечение конкурентоспособности и прибыльности предприятия. В общем виде ключевые положения теории контроллинга можно сформулировать следующим образом. 1. Контроллинг – качественно новый и перспективный инструмент в решении задач управления (менеджмента) предприятием, адекватный условиям информационного общества и эпохи глобализации. 2. Контроллинг ориентирован на обеспечение более высокой эффективности и конкурентоспособности предприятия в условиях неопределенности и нестабильности рыночной среды. 3. Контроллинг призван поддерживать, способствовать оптимизации процесса управления (менеджмента) предприятием и принятия управленческих решений. 4. Контроллинг реализует свои функции, основываясь на базовых положениях системного подхода об интеграции, взаимосвязях, обратных связях при определении комплексной методологии, при охвате всех уровней и сфер управления предприятием. 5. Структуризация (классификация) контроллинга соответствует уровням принятия решений на предприятии. Общепринятым является разграничение следующих видов контроллинга: стратегического, оперативного, тактического и операционного. Исходным положением в теории контроллинга является определение контроллинга как экономической категории. Понятие контроллинга относится к той группе экономических категорий, по которым существует большой разброс мнений специалистов. Систематизировав их можно говорить о наиболее часто встречающихся двух точках зрения: 1. контроллинг – это концепция управления (или менеджмента); 2. контроллинг – это система управления. Редко встречаются определения контроллинга как направления экономической работы; инструмента управления; информационной системы; учета и контроля (синтеза планирования, учета, контроля и др.). 2.Задачи и функции контроллинга Цель контроллинга - ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для реализации этой цели решаются следующие задачи: 1. В сфере учета - создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства; - разработка и поддержание системы внутреннего учета информации о протекании технологических процессов; - подбор или разработка методов учета, а также критериев для оценки деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений. 2. В сфере планирования - формирование и развитие системы комплексного планирования; - разработка методов планирования; - определение необходимой для планирования информации и путей ее получения; - разработка методов ведения, контроля за реализацией планов, определение места его проведения и объем. В рамках системы контроллинга определяется как и когда следует планировать, а также оценивается возможность реализации запланированных мероприятий. Таким образом, служба контроллинга советует как и когда планировать и оценивать возможность реализации запланированных мероприятий, а не определяет что планировать. На основании плановых документов разрабатываются контрольные документы, в которых фиксируются сроки проведения контроля и содержание подконтрольных функций. Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных величин. В соответствии с контрольными документами проводится сопоставление фактических и плановых характеристик и выявляется степень достижения поставленной цели. Далее проводится анализ отклонений с выяснением причин их появления, по результатам анализа вырабатываются предложения по уменьшению отклонений. 3. В сфере информационного обеспечения: - разработка архитектуры информационной системы; - стандартизация информационных каналов и носителей; - выбор методов обработки информации для обеспечения руководства предприятия аналитической информацией; - проведение специальных исследований, определяющих состояние и развитие предприятия в рыночных условиях. Система контроллинга должна обеспечивать сбор, обработку и представление руководству существенной для принятия решений информации. Контроллинг как концепция системы управления послужила ответом на изменения внешних условий функционирования предприятий. Для реализации перечисленных выше задач контроллинг обеспечивает решение следующих функций: - координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия; - информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений; - создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием; - обеспечение рациональности управленческого процесса; - оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения. В каждом отдельном случае функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый идеальный перечень основных функций и задач контроллинга: Учет: - сбор и обработка информации; - разработка и ведение системы внутреннего учета; - унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений. Планирование: - информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок); - формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования; - установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования; - координация процесса обмена информацией; - координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию; - проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость; - составление сводного плана предприятия. Контроль и регулирование: - определение величин контролируемых во временном и содержательном разрезах; - сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели; - определение допустимых границ отклонений величин; - анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений. Информационно - аналитическое обеспечение: - разработка архитектуры информационной системы; - стандартизация информационных носителей и каналов; - предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией; - сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных; - разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений; - консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений; - обеспечение экономичности функционирования информационной системы. Специальные функции: - сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы; - сравнение с конкурентами; - обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов; - проведение калькуляции для особых заказов; - расчеты эффективности инвестиционных проектов. Полученный перечень функций и задач контроллинга дает возможность достаточно четко представить сферу его применения Объем реализуемых на предприятии функций контроллинга зависит в основном от следующих факторов: - экономического состояния предприятия; - понимания руководством важности и полезности внедрения функций контроллинга; - вида организации (численность занятых, объем производства); - уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции; - сложившихся уровня и сфер конкурентности; - уровня квалификации управленческого персонала; - уровня квалификации сотрудников службы контроллинга; Функции и задачи контроллинга постоянно дополняются и изменяются по содержанию, также меняется весомость отдельных задач. Роль контроллинга в процессе управления и его связь с другими функциями можно охарактеризовать следующим образом: 1. В процессе планирования контроллинг осуществляет: а) координацию различных планов и разработку общего плана развития; б) разработку методики планирования и графиков составления планов; в) предоставление информации для составления планов; г) проверку планов, составленных структурными подразделениями. 2. В организационной работе проводится учет и контроль затрат и результатов по подразделениям. 3. В процессе стимулирования создаются условия для успешного выполнения плана по подразделениям. 4. В процессе контроля и регулирования: а) осуществляет сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели; б) устанавливает допустимые границы отклонений от плана; в) выполняет анализ отклонений, распределяет их по причинам и вырабатывает предложения для уменьшения отклонений. 5. В процессе анализа решений и информационных потоков выполняет следующую роль: а) участие в разработке структуры управленческой информационной системы; б) сбор наиболее значимых для принятия управленческих решений данных; в) консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений; г) разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений. Значит, так как задача контроллинга – нацеливать систему управления предприятием на достижение поставленных целей, то контроллинг, является сложной конструкцией. Она объединяет в себе столь различные элементы, как установление целей, планирование, учет, контроль, анализ, управление информационными потоками и выработку рекомендаций для принятия управленческих решений. Поэтому он обеспечивает синтетический, целостный взгляд на деятельность предприятия в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к выявлению и решению встающих перед предприятием проблем. Таким образом, исходя из поставленных целей и задач контроллинга, соответственно стратегическому и оперативному менеджменту, он подразделяется на два вида: оперативный и стратегический контроллинг.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (670)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |