Жилищно-коммунальное хозяйство в муниципальном хозяйстве
Управление – целенаправленное воздействие субъекта на объект. Для чего нужно изучать курс? - подготовка к взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, обеспечивающими деятельность ЖКХ; - понимание сути происходящего в жилищно-коммунальном хозяйстве страны и населенного пункта; - повседневные «житейские» нужды.
Управление – целенаправленное воздействие субъекта на объект, при котором формирование субъекта управления зависит от характеристик объекта управления и целей, которые должны быть реализованы.
Государство – целостная система регулирования социальных отношений в рамках ограниченной территории, основанная на отчуждении субъекта управления, обеспечивающая реализацию коллективных целей и интересов.
Функция– обязанность, круг деятельности; работа, производимая тем или иным органом. Полномочие – официально предоставленное кому-либо право осуществления какой-либо деятельности, ведения каких-либо дел. Компетенция – круг чьих-либо полномочий, прав.
Функции государства – основные направления деятельности государства, направленной на удовлетворение потребностей граждан и решение вопросов общественного развития. Полномочия – права осуществления какой-либо деятельности, официально предоставленные органу власти или управления, должностному лицу. Компетенции – совокупность полномочий, которыми обладает орган власти или управления, должностное лицо в соответствии с законами и другими нормативными актами государства.
Комплекс и хозяйство: комплекс предполагает взаимозависимость всех элементов. Поэтому далее используем термин «хозяйство».
Жилищно-коммунальное хозяйство, как правило, относится к компетенции органов местного самоуправления (исключения в РФ – города федерального значения). МСУ объединяет людей с общими целями по использованию местных ресурсов. К понятию «хозяйство» есть несколько подходов. 1) Территориальный (количественный) подход. Некая совокупность хозяйствующих субъектов. С этой точки зрения хозяйство региона (в нашем случае – МО) – вся совокупность предприятий и учреждений, действующих на его территории. 2) Сущностный подход. Хозяйство – система отношений между людьми и хозяйствующими субъектами по поводу обладания и распоряжения ресурсами территории. 3) Целевой подход. Хозяйство определяется исходя из целей его деятельности (например, целью сельского хозяйства является производство сельскохозяйственной продукции). К определению муниципального хозяйства есть следующие подходы. Традиционный советский (коммунальная школа): МХ – совокупность всех предприятий и учреждений, находящихся в государственной (муниципальной) собственности (публичный сектор экономики) и служащих инструментом для решения задач, стоящих перед муниципалитетом. (Сущностно-целевой подход) Постсоветский: МХ – совокупность всех субъектов хозяйственной деятельности, имеющихся на данной территории, так как цели муниципалитета могут реализовываться не только муниципальными, но и коммерческими, а в некоторых случаях и общественными предприятиями и организациями. (Территориальный подход) Возражения: 1. не все предприятия, находящиеся на территории МО, решают муниципальные вопросы; 2. компетенция МСУ распространяется не на все предприятия. Л. А. Велихов (территориально-целевой подход): МХ – совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории МО хозяйственную деятельность, направленную на решение целей МО. Сюда входят предприятия, 1) принадлежащие муниципалитету; 2) реализующие цели муниципалитета, но не принадлежащие муниципалитету. В зависимости от формы собственности разное отношение к предприятиям. В отношении ресурсов и «своих» предприятий муниципалитет выступает как собственник; в отношении «чужих» предприятий муниципалитет выступает как властный орган, регламентирующий порядок оказания услуг. «Городское, или муниципальное хозяйство есть деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причем эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней и принадлежащего к господствующему классу коллектива». (Л. А. Велихов, «Основы городского хозяйства», 1928)
Жилищно-коммунальное хозяйство в муниципальном хозяйстве По характеру разделения труда и участия в создании совокупного общественного и национального дохода отрасли разделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу. В соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ, до 2001 г) к непроизводственной сфере были отнесены: - жилищно-коммунальное хозяйство; - непроизводственные виды бытового обслуживания населения; - здравоохранение, физическая культуры и социальное обеспечение; - образование; - культура и искусство; - наука и научное обслуживание; - финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; - управление; - прочие виды деятельности сферы материального производства. В западной урбанистике с довоенного времени использовалась типология Фишера – Кларка, предусматривающая выделение трех секторов экономики: - первичный – сектор, деятельность которого связана с получением первичных ресурсов, ассоциируемых с факторами производства типа «земля»; - вторичный – отрасли обрабатывающей промышленности; - третичный – сфера услуг (нематериальные блага), определяемые по остаточному принципу. Для современной экономики характерно размывание границ между вторичным и третичным секторами. Муниципальное хозяйство преимущественно включает отрасли, принадлежащие к третичному сектору: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, предприятия и организации бытового обслуживания населения, муниципального транспорта, торговли и общественного питания, соответствующие службы, сооружения, учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и др. В европейских странах номенклатура третичного сектора включает в себя, в частности: - оптовую и розничную торговлю; - ремонт домов и домашнего оборудования; - ресторанный и гостиничный бизнес; - транспорт, связь и складские услуги; - финансовое посредничество (страховые услуги, пенсионные фонды); - услуги, связанные с недвижимостью (наем, прокат); - государственное обслуживание и оборону, обязательное социальное страхование; - образование; - здравоохранение и деятельность государства в социальной сфере; - ассенизацию и вывоз мусора; - содержание городских свалок; - обслуживание отдыха; - ведение домашнего хозяйства наемным персоналом.
Рассматривая муниципальное хозяйство как совокупность расположенных на территории МО предприятий, организаций и хозяйств, обслуживающих материально-бытовые и культурные потребности проживающего в нем населения, в его состав следует включать жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) и предприятия бытового обслуживания населения, учреждения и предприятия торговли, общественного питания, здравоохранения, образования и др. Иначе говоря, к муниципальному хозяйству относятся те отрасли, которые обеспечивают удовлетворение первоочередных потребностей населения МО. Критерием выделения отраслей, относящихся к муниципальному хозяйству, является социально-ориентированный характер деятельности и нахождение их в системе прямого регулирования органов местного самоуправления. В жилищно-коммунальной сфере функционирует наибольшее количество предприятий. К первой группе могут быть отнесены различные жилищно-эксплуатационные предприятия, обеспечивающие содержание и ремонт жилищного фонда и нежилых помещений, а также некоторые специализированные предприятия (например, по обслуживанию лифтового хозяйства, коллективных антенн). Предприятия второй группы обеспечивают содержание территории муниципального образования. Это дорожно-эксплуатационные и дорожно-ремонтные предприятия, предприятия по инженерной защите территорий, наружному освещению, озеленению, хранению и переработке твердых бытовых отходов. Третью группу составляют предприятия, обеспечивающие водоснабжение и водоотведение (водоканалы), теплоснабжение (котельные и тепловые сети), электроснабжение, газоснабжение. Большинство этих предприятий является естественными монополистами, предприятия тепло-, энерго- и газоснабжения часто выступают в роли перепродавцов энергоресурсов от федеральных и региональных систем.
Муниципальное хозяйство требует муниципального управления. Управление вообще – целенаправленное воздействие субъекта на объект для достижения заданного результата. Муниципальное управление – деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов местного сообщества. Управление в узком смысле – регулирование. Муниципальное управление в узком смысле – деятельность органов местного самоуправления, направленная на регулирование экономических и иных отношений в интересах местного сообщества. Двойственный характер муниципального хозяйства проявляется в том, что органы власти муниципального образования одновременно являются и одним из хозяйствующих субъектов в числе других хозяйствующих субъектов, и осуществляет властные полномочия по отношению к другим хозяйствующим субъектам, действующим на рынке. Эта двойственная природа (совмещение функций хозяйствования и управления) определяет две негативные тенденции: 1. монополизация муниципального хозяйства органами власти; 2. коррупция (торговля полномочиями). Например – БТИ: осуществляет регулирование рынка, на котором является монополистом.
МСУ – ППК – форма хозяйственной организации – собственник – муниципальное хозяйство – хозяйствование – муниципальное управление МСУ – власть – полномочия по регулированию хозяйственной деятельности – управление в узком смысле (регулирование) – муниципальное управление. В своей деятельности муниципалитет использует как хозяйственные, так и регулятивные методы. Основные отличия хозяйствования от управления: 1. хозяйствование предусматривает использование всей полноты прав собственника, управления – частично; 2. управление всегда регламентировано собственником: передавая права, собственник всегда описывает, что можно, а что нельзя делать 3. собственник распоряжается всем результатом деятельности, управляющий – только той частью результата, которую выделяет хозяин (право на весь (!) полученный доход); 4. не ограничивается по времени. Из соотношения хозяйствования и управления можно выделить 3 типа муниципального хозяйства: - коммунальная модель – муниципалитет занимается регулированием, его хозяйственная деятельность сведена к минимуму; применение метода хозяйствования является скорее исключением, чем правилом; основную тяжесть затрат на реализацию целей несет население (коммуна, отсюда название модели) в виде налогов и сборов, муниципалитет только управляет (собрали деньги, от имени населения заказали услуги, отчитались перед населением); - муниципально-рентная модель – основные полномочия муниципалитетов реализуются через публичный сектор, т. е. муниципалитет берет на себя «все», причем приоритет имеют хозяйственные функции; муниципалитет несет на себе основную тяжесть по обслуживанию населения, для чего получают статус полноправных хозяйствующих субъектов, ведут хозяйственную деятельность, за счет чего решает задачи муниципального образования (рента – доходы от использования муниципальной собственности, т. е. допускается использование управление муниципальной собственностью); - коммунально-рентная модель (средняя) – муниципалитет занимается как регулированием, так и собственно хозяйственной деятельностью, использует как методы управления (налоги и сборы), так и хозяйствования (осуществляет хозяйственную деятельность). Западноевропейская модель основана на минимизации хозяйственных функций муниципалитета. В чистом виде модели не встречаются, различают преимущественно коммунальную и преимущественно рентную.
Структура органов власти и управления муниципального образования
Выборные органы власти и управления МО (управления – например, шериф в США) являются носителями целей МО, так как это механизм передачи полномочий от населения. Наиболее общие функции: установление приоритетов развития, утверждение политики МО. Органы общей компетенции – те, которые «видят» ситуацию в МО в целом, а не в отдельной отрасли. Как правило, являются «производными» выборной власти (главы администрации или депутатов), но являются профессиональными. Сюда относятся: аналитические, планово-экономические, финансовые и другие, задачей которых является подготовка необходимых аналитических материалов, необходимых для утверждения выборными органами. Отраслевые органы – органы, обеспечивающие исполнение полномочий по конкретному предмету ведения (управление образования, управление здравоохранения и т. д. и т. п.). Административные органы – инспекции, контрольные органы, обеспечивающие надзор за соблюдением решений представительных органов. Вспомогательные органы – система обеспечения деятельности органов власти и управления.
Структурированные интересы населения в объекте управления представлены, прежде всего, в виде отраслевого и политического лоббирования. К этой группе относятся все основные формы самоорганизации граждан: · политические и иные организации (творческие союзы, национально-культурные автономии, союзы ветеранов, политические партии и группы; · профессиональные союзы и иные отраслевые общественные организации; · объединения субъектов хозяйственной деятельности;
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1436)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |