Структура трудоемкости дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 часов).
5. Лекции: содержание и литература. Распределение учебного материала по лекциям. Лекция 1. Введение к курсу «Философские проблемы естествознания». Цель курса; его содержание и структура; развитие научного знания от классического к неклассическому и далее к постнеклассическому; философские проблемы естественных наук: онтология, гносеология, методология. Часть I. Лекция 2. Этапы творческой биографии А. Эйнштейна. От компаса к единой теории поля; личность великого ученого; коллекция высказываний о жизни и научном творчестве. Лекция 3. Отношение к предшественникам (I). Коперник; истоки его теории — древнегреческие ученые-астрономы, Аристотель, Птолемей; геоцентрическая и гелиоцентрическая картины мира; взгляды Средневековья и Возрождения; биография Коперника; «Об обращении небесных сфер» — новый взгляд на устройство мира (его достоинства и недостатки). Лекция 4. Отношение к предшественникам (II). Т. Браге и И. Кеплер — открытие основных законов движения планет, триумф математики. Г. Галилей — биографические данные; защита идей Коперника; открытие основных законов движения (принцип относительности); телескоп; отношение Галилея к взглядам Кеплера; количественный подход к изучению природы (первичные и вторичные качества); Бог — Великий Математик; реальный и мысленный эксперимент в работе Галилея; Эйнштейн о его значении в открытии физических законов. Лекция 5. Отношение к предшественникам (III). И. Ньютон — биографические данные; открытие закона всемирного тяготения, роль математики (выражение физической причинности); тождество земных и небесных законов, природа гравитации (близкодействие); подтверждения ньютоновой теории (комета Галлея, открытие Нептуна и Плутона); идея Бога и целесообразность организации природы; понятия пространства и времени у Ньютона; принципы построения физической теории; познанное и непознанное; недостатки и развитие теории Ньютона (Лагранж, Лаплас; мир — часы), ее роль в физике XIX века. Лекция 6. Отношение к предшественникам (IV). Дж. Максвелл — развитие представлений об электричестве и магнетизме (Фалес, Гильберт, Кулон, Гальвани, Вольта, Эрстед, Фарадей); из биографии Максвелла; теория новой реальности — поля; свет — электромагнитная волна; роль математики; подтверждение теории (Г. Герц, А. Попов, Г. Маркони); трудности в понимании механизма распространений электромагнитного поля (проблема эфира); опыты Майкельсона и Морли; интерпретация его Г. Лорентцом; нарушение принципа относительности Галилея. Лекция 7. Теория относительности Эйнштейна (I). Пересмотр представлений об абсолютных пространстве и времени, отказ от гипотезы эфира; расширение принципа относительности на электромагнитные явления; создание специальной теории относительности (СТО) — принятие трех основных постулатов и введение понятия системы отсчета; парадоксы СТО; единство пространства и времени (форма, приданная СТО Г. Минковским — четырехмерный пространственно-временной континуум); E=m·c2; проблемы СТО; философские выводы из основных положений СТО (онтологические и методологические). Лекция 8. Теория относительности Эйнштейна (II). Распространение принципа относительности на ускоренные движения (включая гравитацию), создание Общей теории относительности (ОТО); связь пространства, времени и материи; неевклидовость пространства и времени, основные идеи неевклидовой геометрии; отличия ОТО от ньютоновской теории; доказательства справедливости ОТО; нерешенные вопросы (гравитация и электромагнетизм; частица и поле); развитие идей Эйнштейна — поиски «теории единого взаимодействия»; философские выводы из ОТО (связь пространства, времени и материи, статические и динамические модели вселенной). Лекция 9. Философские идеи А. Эйнштейна. Онтологические идеи (представления об объективном существовании природы и ее законов; простота фундаментальных законов природы); гносеологические идеи (познавательная модель «часы»; основное противоречие гносеологии Эйнштейна, представление о «предустановленной гармонии»; логика и интуиция; критика «индукционизма»); методологические идеи (определение науки; структура научной теории; ее развитие, преемственность; роль математики в познании мира). Часть II. В. Гейзенберг
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |