Применение активных форм и методов проведения занятий
При проведении систематических занятий, наряду с традиционными формами обучения, применяются активные формы и методы обучения студентов, которые направлены на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. Проведение практических занятий строится на закреплении лекционного курса и результатов самостоятельной работы студентов с лингвистической литературой. Семинары проводиться с учетом активных форм и методов обучения, и могут иметь форму дискуссий, диспута, круглого стола, турнира и т.д., что позволяет студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения. Форма контроля В качестве средств контроля успеваемости студентов и определения их знаний применяются: 1. Текущий контроль (оценка работы студента в аудитории на лекционных и семинарских занятиях, а также самостоятельная внеаудиторная работа студента). 2. Промежуточный контроль (проверка к.р., рефератов, тестовых заданий). 3. Итоговый контроль (зачет, экзамен). При определении знаний студентов применяется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Распределение баллов производится следующим образом: 1. Оценка промежуточных контрольных мероприятий: Оценка качества контрольной работы, написания тестов. 0 - 20 1. «Неудовлетворительно» - от 0 - 4 баллов; 2. «Удовлетворительно» - от 5 - 9 баллов; 3. «Хорошо» - от 10 - 14 баллов; 4. «Отлично» - от 15 - 20 баллов.
2. Оценка за подготовку доклада, за проведение презентации вопросов лекции: 0 - 3 1. «Неудовлетворительно» - 0 баллов; 2.«Удовлетворительно» - 1 балл; 3.«Хорошо» - 2 балла; 4.«Отлично» - 3 балла.
- Оценка за экзамен, зачет: 0- 40 1. «Неудовлетворительно» - до 19 баллов; 2. «Удовлетворительно» - 20 баллов; 3. «Хорошо» - 30 баллов; 4. «Отлично» - 40 баллов; Максимальная итоговая оценка составляет 100 баллов.
Место курса в учебном плане: Курс является завершающим после изучения основных профильных дисциплин, таких как «Введение в языкознание», «Словообразование и морфология русского языка», «Синтаксис русского языка», «Русский язык и культура речи», и является важнейшей составляющей в процессе профессиональной подготовки дипломированных специалистов.
Распределение часов по разделам курса
Содержание разделов и тем 1. Предмет и значение общей лингвистики. Понятие о языковых универсалиях. Основные аспекты науки о языке. Природа и функции языка как общественного явления.
2. Язык, речь и речевая деятельность. Концепции Ф. де Соссюра и Л.В. Щербы. Текст как речевое произведение и как объект лингвистического исследования. Основные единицы языка и речи.
3. Знаковая природа языка. Предмет лингвосемиотики. Означающее и означаемое в языковом знаке по Ф. де Соссюру. Асимметрия языковых знаков в речевой деятельности.
4. Структура и система языка. Иерархия языковых уровней. Парадигматика и синтагматика языковых единиц. Внешняя и внутренняя лингвистика по Ф. де Соссюру.
5. Основные аспекты анализа предложения. Традиционный, коммуникативный и структурно-семантический синтаксис.
6. Актуальное членение предложения / высказывания. «Тема» и «рема». Предмет лингвистики текста.
7. Грамматические значения и грамматические категории. Состав и типы грамматических категорий.
8. Принципы классификации слов по частям речи. Система частей речи в языках мира. Учение Л. В. Щербы о «скрытой грамматике». Предмет функциональной грамматики.
9. Учение о морфеме. Принципы классификации морфем. Морфемы сегментные и нулевые, словообразовательные и формообразовательные. Корни и аффиксы.
10. Учение о фонеме и методах установления репертуара фонем. Дифференциальные признаки фонемы. Система оппозиций фонем.
11. Фонетика и фонология. Основные школы в фонологии. Варьирование фонемы. Петербургская и московская фонологические школы.
12. Проблемы лексической семантики. Структура и типология лексических значений. Проблема тождества и отдельности слова. Типы связей в лексико-семантической системе языка.
13. Национально-языковая картина мира в лексической семантике. Теория В. фон Гумбольдта об отражении в языке национального менталитета. Современные лингвисты о проблемах лексической семантики (Г. В. Степанов, Ю. С. Караулов и др.).
14. Типологическое изучение языков и этапы его развития. Языки аналитические, синтетические и полисинтетические.
16. Предмет и задачи лингвокультурологии. Соотношение языка и культуры как один из аспектов социолингвистики. Национально-культурный компонент значения и формы имени собственного.
Список литературы
ОСНОВНАЯ
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |