Восточные славяне в VI—VIII вв
Древнейшие предки славян — праславяне — земледельческо-пастушеские племена, известны историкам с середины II тысячелетия до н. э. Они занимали большую территорию в Центральной и Восточной Европе. Поселения этих племен изучены слабо из-за недостатка достоверной информации. Известно только, что своих умерших они сжигали, и этот погребальный обряд стал отличительной чертой праславян. К середине I тысячелетия н. э. (в ходе Великого переселения народов IV—VII вв.) славянские племена разделились на три ветви: западную, южную и восточную. Все они прочно осели на землях от Балтики до Дуная и границ Византийской империи, от Вислы на западе до Волги на востоке. Само название племен — славяне — появилось не сразу. Римские авторы (писатель Плиний Старший, историк Тацит — I в. н. э.) писали о венедах, обитавших в районе Волыни, Полесья и современной Юго-Восточной Польши. Это были, вероятно, предки западных славян. Византиец Прокопий Кесарийский и готский историк Иордан северных соседей Византии (Прикарпатье, Поднепровье) называли антами, склавинами и славянами. К VII— VIII вв. слово «славяне» вытеснило все остальные и стало общим собирательным понятием для обозначения восточных славян. Для восстановления истории восточных славян историки используют информацию разныхтипов источников: — вещественные, материальные остатки — предметы быта, оружие, одежда, украшения и антропологические данные (останки людей); — устные свидетельства — лингвистические данные — сохранившиеся слова; — топонимические данные — названия рек и местностей; — письменные сочинения иностранных (византийских, арабских) и отечественных авторов (летописец Нестор — Повесть временных лет). Анализ и обобщение информации источников позволяют судить о расселении восточнославянских племен, их хозяйстве, социальном устройстве, отношениях с соседями, уровне духовной жизни, верованиях и культуре. Суровые климатические условия и, главное, необходимость защиты от внешних врагов заставляли славянские племена, состоявшие из большого количества родов, создавать крупные объединения — племенные союзы. Повесть временных лет содержит географо-этнологические сведения о племенных союзах славян, в названиях которых отразились особенности местности или имена легендарных основателей первоначальных родов. Эта информация подтверждается результатами археологических раскопок — у разных племен были разной формы и узора женские височные кольца и погребальные обряды. Территория каждого союза простиралась, как правило, между реками, которые образовывали естественные границы: — ильменские словене — в районе озера Ильмень и от Ладоги до Чудского озера, по реке Волхов до верховий Волги; — кривичи — от Западной Двины до верховий Днепра и Волги; — полочане (часть кривичей) — по реке Полота (район современного г. Полоцк) в верховьях Западной Двины; — дреговичи (от слова «дрягва» — болото) — в болотистой местности Полесья, между реками Припять и Березина и на востоке до верховий Днепра; — радимичи, названные по имени древнего предводителя Рад-ко, — междуречье Днепра и Десны; — вятичи, названные по имени древнего предводителя Вятко, брата Радко, — в верховьях Оки и по течению Москвы-реки; — древляне — в глухих лесах между Припятью, Днепром и верховьями Южного Буга; — северяне — между левым берегом Днепра и верховьями Оки, по течению рек Десна, Сула и Северский Донец; — поляне — в среднем течении Днепра, вокруг Киева; — уличи — от правого берега в нижнем течении Днепра до Южного Буга; — тиверцы — между Южным Бугом и Днестром; — белые хорваты — у подножия и по склонам Карпатских гор; — бужане, или дулебы (с X в. волыняне) — между Бугом и верховьями Вислы.
Соседи восточных славян: — на юге и юго-западе (Причерноморье и Балканы) — Дунайская Болгария и Византийская империя; — на юго-востоке (Нижняя Волга, степи между Каспийским и Азовскими морями) — Хазарский каганат; — в нижнем течении Днепра — мадьяры (венгры); их после переселения на запад (к озеру Балатон) сменили в конце IX в. кочевники печенеги; — на востоке от Прикамья до Средней Волги — Волжско-Камская Булгария (Болгария) с мусульманским населением — тюрки; — на северо-востоке — меря, мурома, мещера, мордва и марийцы; — на севере и северо-западе — лето-литовские и финно-угорские племена. Основа хозяйствавосточных славян долгое время вызывала споры историков: — В. О. Ключевский полагал, что торговля, так как славяне жили на пути «из варяг в греки» [Торговый путь «из варяг в греки», связывавший север и юг Европы, проходил от Балтийского моря по Неве и Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень и реке Ловать; далее волоком лодки тащили до верховий Днепра; по нему купцы спускались в Черное море, волоком преодолев днепровские пороги, и по прибрежным водам западной части Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда)]. — Н. А. Рожков — охота, рыболовство и собирательство; — современные историки вслед за С. М. Соловьевым (середина XIX в.) и С. Ф. Платоновым (начало XX в.) доказали, что основным занятием восточных славян было земледелие. Эти выводы подтверждаются: — материалами археологических раскопок (орудия труда, семена злаков и огородных культур); — сведениями письменных источников (в частности, о раннем появлении единицы налогового обложения земледельческого характера: рало — плуг); — лингвистическими данными (названия месяцев, соответствующие циклу земледельческих работ, и зерновых культур: «жито» — жизнь); — религиозными языческими традициями славян, приносивших жертвы богам самым дорогим — хлебом и мясом. Славяне высевали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо. Из огородных культур возделывали: репу, морковь, лук, капусту, горох. Для изготовления тканей сеяли лен и коноплю. Разница природно-климатических условий обусловливала существование двух систем земледелия у восточных славян: - в лесной полосе — подсечно-огневая, - в лесостепной — переложная. По мере распашки земель, пригодных для выращивания урожая, и улучшения орудий труда (появление деревянного плуга с железным лемехом) в южных районах к VIII в. начало распространяться пашенное земледелие. Одновременно славяне занимались оседлым скотоводством. Они разводили домашних животных (лошадей, коров, овец, свиней) и птиц (кур, гусей, уток). Охота, рыболовство, бортничество (добывание меда диких пчел), собирание грибов, ягод и других даров леса имели подсобное значение. Потребности домашнего хозяйства и обороны от врагов вызывали необходимость создания ремесленных изделий — предметов быта, одежды, орудий труда и оружия. Однако ремесла: кузнечное, литейное, гончарное, ювелирное, ручное ткачество — в VI-VII вв. еще не отделились от земледелия. К VIII-IX вв. улучшение техники землепользования и совершенствование орудий труда позволяло собирать больший урожай. Теперь определенная часть соплеменников могла сосредоточить свои усилия на изготовлении ремесленных изделий в отрыве от сельскохозяйственных работ — постепенно ремесло отделялось от сельского хозяйства. Некоторые ремесленники (особенно кузнецы и литейщики) селились отдельно, образовывая городища (погосты) - центры небольших округов. Из центров, в которых население обменивало сельскохозяйственные продукты на ремесленные изделия, возникали города — Киев, Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск — не менее 24, по подсчетам историков. Отделение ремесла от сельского хозяйства и выгодное транзитное положение на торговом пути «из варяг в греки» вызвало появление отношений обмена и торговли, несмотря на в целом натуральный характер хозяйства, обусловленный низким уровнем производительных сил. В качестве эквивалента обмена у славян появились сначала кожаные (куны, резаны), а потом и серебряные деньги (гривны). Археологи находят клады византийских и арабских монет — свидетельство торговых связей славян. Торговали в основном продуктами промыслов — мехами, воском, медом, а также осуществляли транзитные торговые операции, соединяя северные народы Балтийского региона с южными на Балканах и в Прикаспии (по волжскому пути). В основе религии восточных славян лежало язычество — они обожествляли силы природы. Окружающий мир, по их мнению, был населен злыми и добрыми духами — упырями, русалками, лешими, домовыми и т. п. В поклонении предкам славяне искали защиту, поэтому так распространен был культ Рода и Рожаницы — бога и богини плодородия. Каждое племя имело свое название для богов, «заведовавших» разными силами природы и «отвечавших» за само существование славян. У полян: - бог неба — Сварог; - бог солнца и животворящих сил природы — Даждьбог (у других племен — Ярило, Хорос); - бог ветра — Стрибог; - бог грозы (грома, молнии) и войны (оружия) — Перун; - покровитель скота — Велес; - покровительница женщин и домашнего очага — Макошь. Язычество — религия многобожия — полностью соответствовало демократическому состоянию славянского общества. Основу социального устройства восточных славян в древности составляла родовая община — объединение кровных родственников, совместно владеющих занимаемой территорией (земля под пашню, луга, лесные и речные угодья) и совместно (на равных) решающих важнейшие вопросы на общих сходах — вече. Успехи в развитии хозяйства: постепенная смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную, появление усовершенствованных орудий труда, отделение ремесла от сельского хозяйства — все это привело к изменениям в социальной структуре славянского общества. Новые черты в социальном устройстве: — формирование соседской (территориальной) общины — мир или вервь — в результате захвата отдельными семьями участков общинной земли и появление специальных межевых знаков — знамен, обозначавших принадлежность данного участка земли определенной семье; — возникновение частной (семейной) собственности на пахотную землю вместо общинной (луговые, лесные и речные угодья оставались в общественной собственности — остаток родоплеменного строя); — постепенное складывание имущественного и социального неравенства — свидетельство разложения родоплеменного строя; — изменение социальной структуры: из обогатившейся (захват земли, военные походы) родоплеменной знати формировалось боярство — новый социальный слой, выделившийся из общины и владевший вотчинами (отчинами) — наследственными земельными владениями; для защиты от внешних врагов свободные общинники выбирали военных предводителей — князей, но постепенно их власть из выборной превращалась в наследственную и постоянную; отправляя суд и возглавляя религиозные культы, князья опирались на дружину — постоянную, профессиональную военную силу. Остатки родоплеменного строя: — личная свобода всех общинников; — народное ополчение; — вечевой порядок решения важнейших общественных вопросов. Сосуществование новых и старых черт общественного устройства создавало переходную стадию от первобытно-общинного, родоплеменного строя к классовому — период военной демократии. У восточнославянских племен он совпал с VI—VIII вв. В это время складывались предпосылки для формирования государственности: — успехи хозяйственного развития; — социальные изменения; — политические условия — межплеменные столкновения из-за стремления князей и знати к обогащению; — желание установить контроль над торговым путем «из варяг в греки»; — опасность набегов со стороны соседей с севера, востока и юга. Об объединениях славян на пути к государственности известно из разных источников: — летописи содержат информацию о князе Кие (правил вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью частью восточных славян, живших в конце V — начале VI в. в среднем течении Днепра) и старейшине Гостомысле (возглавлял объединение славян в районе Новгорода); — византийские авторы сообщают о державе волынян — союзнице Византии в конце VI- начале VII в.; — арабский путешественник Ибн-Хакуль в X в. писал о трех крупных племенных объединениях: - Куяба — в среднем течении Днепра; - Славия — около оз. Ильмень с центром в Новгороде; - Артания — возможно, располагалась в районе Чернигова, Рязани и Тмутаракани. Б. А. Рыбаков, историк и археолог XX в., предположил, что в начале IX в. из племенных союзов полян и северян образовалось сильное политическое объединение Русь. Этим именем в последующие века стало называться государство, созданное в IX—X вв. на территории Восточной Европы. Выводы: 1) Восточные славяне в VI—VIII вв. представляли собой земледельческие племена. 2) Они находились на стадии разложения родоплеменного строя. 3) В недрах их общественного устройства — военная демократия — постепенно складывались предпосылки для образования государственности, т. е. новой, более высокой формы социально-политического объединения.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (687)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |