Дайте характеристику основным формам обучения и видам учебных занятий в высших учебных заведениях
В научной литературе встречаются самые разнообразные классификации форм обучения. Наиболее распространенными формами в них обычно называют самостоятельную работу студента и обучение с помощью педагога (в зависимости от степени участия педагога); индивидуальные, групповые и коллективные формы (в зависимости от количества субъектов обучения и их взаимосвязи в процессе обучения); очную, очно- заочную, заочную, дистанционную формы обучения и экстернат (исходя из способов получения образования). Очная: Обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные занятия в условиях непосредственного контакта учащихся с преподавателями и между собой. Заочная: объем непосредственных контактов студентов и преподавателей резко снижен (доминируют самостоятельные формы работы), присутствует в основном рубежный и выпускной контроль Очно-заочная (вечерняя) форма — по всем параметрам занимает промежуточное положение между очной и заочной формами. Экстернат — полностью самостоятельная подготовка с присутствием только выпускного контроля. «дистанционное обучение» (диалог между преподавателем и студентом осуществляется через электронную почту или Интернет. В свою очередь, формы организации обучения предполагают разные виды учебных занятий. Из установленных в Санкт-Петербургском государственном университете видов учебных занятий в процессе преподавания политических наук могут быть использованы: ? лекция- систематическое, последовательное изложение учебного материала, любого вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки; ? семинар- особая форма практических занятий, которая заключается в самостоятельном изучении студентами отдельных вопросов и тем лекционного курса с последующим обсуждением и (или) оформлением материала в в сообщении, реферата, доклада; ? консультация - советы, объяснения преподавателя студентам любого вопроса; ? практическое занятие- одна из форм обучения, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала и формирование умений применять теоретические знания в практических, прикладных целях.; ? контрольная работа; ? коллоквиум- форма учебно-теоретических занятий, представляющая собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем; ? самостоятельная работа (в том числе самостоятельная работа по дисциплине с использованием методических материалов); ? самостоятельная работа под руководством преподавателя (в том числе курсовая работа, научно-исследовательская работа, прак- тика, подготовка выпускной квалификационной работы, в том числе выпускной квалификационной работы бакалавра, ди- пломной работы, магистерской диссертации); ? текущий контроль успеваемости; ? промежуточная аттестация; ? итоговая аттестация. Охарактеризуете специфику задач, на решение которых направлены разные виды учебных занятий по социально-политической проблематике. Охарактеризуйте основные формы семинарского и практического занятия по политологии и методические аспекты подготовки к этим занятиям.
Диалоговые и дискуссионные формы занятий.
К числу современных форм образовательного процесса в Россий-ской Федерации относятся диалоговые и дискуссионные формы. Такие формы занимают особое место в преподавании политической науки, поскольку здесь невозможно однозначное объяснение политических процессов, отношений и явлений.
Формы семинаров. В практике семинарских занятий в вузах можно выделить ряд форм:
1. Развернутая беседа предполагает подготовку студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы; выступления студентов (по их желанию или по вызову преподавателя).
2. Доклады готовятся студентами по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров [2, с.261].
3. Семинар-диспут в группе или на потоке имеет ряд достоинств. Диспут как элемент обычного семинара может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. Полемика возникает подчас и стихийно. В ходе полемики студенты формируют у себя находчивость, быстроту мыслительной реакции и, главное, отстаиваемое в споре мировоззрение складывается у них как глубоко личное.
Семинар как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры.
Методические аспекты подготовки к семинарам. Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со стороны преподавателя, так со стороны студентов. Подготовка к семинарам включает целый комплекс мероприятий: а) составление плана и уточнение его накануне занятий; б) подготовка письменных методических указаний (рекомендаций) студентам к каждому семинару; в) подготовка преподавателем личного плана проведения семинарского занятия; г) проведение консультаций. Основным методическим документом для подготовки студентов к семинару является план семинара.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (853)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |