Методические рекомендации. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Планы семинарских занятий
Красноярск - 2014 Теория государства и права: Планы семинарских занятий. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. – С.70.
Составили: начальник кафедры государственно-правовых дисциплин д.ю.н., профессор Пономарева В.В., преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Чугаев В.В., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин к.ю.н. Якушев В.А.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин от «03» декабря 2014 г. Протокол № 6.
© СибЮИ ФСКН России, 2014. Общие методические рекомендации
Цель настоящего плана по подготовке к семинарским занятиям дисциплины заключается в том, чтобы оказать помощь обучающимся в организации самостоятельной учебной работы по освоению фундаментальной юридической дисциплины – теории государства и права. Изучение вопросов, указанных в планах, включает в себя ряд дополнительных заданий: 1) терминологическое – усвоение группы понятий, относящихся к соответствующей теме; 2) практическое – построение схем, отражающих классификацию изучаемых явлений, решение учебных задач, упражнений. Для обязательного письменного выполнения заданий каждому обучающемуся надлежит иметь рабочую тетрадь, содержащую: а) словарь основных понятий по темам курса; б) решения практических задач, а также заданий, вынесенных на самостоятельную подготовку; в) конспекты научных трудов (монографий, статей и пр.); г) выдержки из нормативных правовых актов. Особые требования предъявляются к осознанному усвоению обучающимися основных понятий государственно-правовой действительности, связей юридических явлений с иными социальными феноменами, закономерностей их развития и функционирования. Наиболее эффективное усвоение учебного материала обеспечивается тщательным изучением, анализом, сравнением и обобщением источников в следующей последовательности: конспект лекции – учебник – правовые акты – рекомендуемая литература и иные материалы. На основе анализа и обобщения всех изученных материалов необходимо подготовить развернутые ответы на каждый из вопросов плана семинарского занятия, как правило, включающий: 1) понятие государственно-правовых явлений, выявление их сущности; 2) характеристику признаков и свойств этих явлений, их закономерностей; 3) классификацию (типологию) данных явлений; 4) ссылки на изученные источники. Основная часть ответа должна излагаться самостоятельно. Зачитывать разрешается лишь отдельные выписки и цитаты из научной, публицистической литературы, законодательные тексты и правовые акты. Такая форма ответа наиболее оправдана, поскольку соответствует уровню требований, предъявляемых на семестровом зачёте и курсовом экзамене. Во время занятий, обучающимся следует активно участвовать в обсуждении сообщений товарищей по группе, проблемно-познавательных ситуаций, когда требуется четко, понятно для других уметь формулировать свою позицию, аргументировать ее, отстаивать перед оппонентами, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы. Навыки ведения полемики, владения словом, формирующиеся в таких дискуссиях, – составная часть профессиональных качеств юриста. Степень усвоения материала и достижение целей семинарского занятия преподаватель проверяет путем: - заслушивания и оценки докладов, выступлений и вопросов обучающихся по теме, вынесенной на занятие; - обсуждения решений учебно-практических заданий, предложенных обучающимся; - проверки конспектов лекций, конспектов иных материалов, а также выполнения письменных заданий; - проведения письменных или устных контрольных работ. Все материалы по изучению теории государства и права, в том числе конспекты специальной литературы, схемы, таблицы могут быть использованы обучающимися при изучении отраслевых или специальных юридических дисциплин, по отношению к которым теория государства и права выступает методологической базой. СОДЕРЖАНИЕ
Общий перечень разделов и тем дисциплины
Тематика семинаров Тема 2. Происхождение, понятие и сущность государства План 1. Основные теории происхождения государства. 2. Многообразие подходов к пониманию государства. 3. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти.
Методические рекомендации При раскрытии первого вопроса необходимо обратить внимание в первую очередь на основные теории происхождения государства: теологическая – божественное происхождение государства (А. Августин, Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Мерсье и др.); патриархальная – государство суть продукт развития семьи (Аристотель, Филмер, И.В. Михайловский и др.); договорная – государство есть продукт соглашения между людьми (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др.); теория насилия – государство возникло в силу военно-политических факторов (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский и др.); органическая – государство есть специфическая разновидность биосоциального организма (Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.); материалистическая (классовая) – государство есть продукт социально-экономического развития (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, И.В. Сталин и др.). При рассмотрении второго вопроса следует учитывать, что многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства. Следует отметить, что в настоящее время в юридической литературе сформировались различные концепции к пониманию государства: философская, историческая, социологическая, юридическая и другие, но невозможно сформулировать полное, универсальное его понятие. После чего необходимо дать определение государства в узком (теоретико-правовом) и широком смыслах. Раскрыть связь государства с правом. Третий вопрос следует посвятить признакам, отличающим государство от родоплеменной организации общественной власти. Так, государство – это политическая структура, возникающая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Кроме признака государственной власти следует выделить такие признаки, как: наличие территории, суверенитет, неразрывная связь с правом, наличие аппарата управления и принуждения, население, казна и др. Следует раскрыть сущность и значение этих признаков. Вопросы для самоконтроля 1. Каково соотношение общества и государства? 2. В чем различие причин и путей возникновения государства? 3. В чем сущность, содержание и структура общественной власти в первобытнообщинном строе? 4. Какие факторы выступают главными в процессе происхождения государства с точки зрения представителей материалистической точки зрения? 5. Что значит понятие государства в узком (теоретико-правовом) смысле? 6. В чем состоит сущность и назначение государства? 7. Какие существуют подходы к определению сущности государства?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (776)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |