Государственное регулирование регионального
Развития Механизм управления процессами социально-экономического развития регионов определяется системой рычагов, используемых как на государственном, так и на региональном уровнях для формирования экономического пространства, развивающегося по законам рыночной экономики. Рычаги этого механизма должны, с одной стороны, содействовать формированию рыночной системы, как более благоприятной для развития экономики, а с другой стороны - обеспечивать рост эффективности производства. Следует отметить, что региональное развитие базируется на существовании противоречий - внутренних и внешних, которые играют роль «пружины роста». Основное внешнее противоречие регионального развития - это противоречие между центром и регионами. Однако это противоречие диалектическое, и в определенных условиях играет роль важнейшего рычага развития или фактора серьезного торможения. Основным внутренним противоречием регионального развития является узость специализации производства, которая влечет наибольшие потери экономики регионов с чрезмерно узкой специализацией. В региональной экономике выделяется ряд механизмов управления процессами социально-экономического развития региона, среди которых [21]: - механизм, основанный на использовании рычагов саморегулирования. В этом случае главная функция государства заключается в определении экономико-правовых условий деятельности всех субъектов рыночных отношений; - механизм государственного регулирования, который предполагает расширение функций государства и участие во всех фазах воспроизводственного процесса; - механизм стихийного регулирования, который характеризуется пассивной ролью государства в управлении рыночной системой и отсутствием предпосылок для использования рычагов саморегулирования. Результатом использования этого механизма может быть углубление экономического кризиса, усиление разбалансированности рыночной системы, гиперинфляция. Многообразие существующих механизмов управления региональным развитием свидетельствует о том, что сохранение государственного регулирования является успешной предпосылкой социально-экономического развития регионов в условиях становления рыночных отношений. По определению И. В. Запоточного и В. И. Захарченко, государственное регулирование регионального развития-это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые с помощью системы различных подходов и методов обеспечивают решение намеченных экономических и социальных задач, отражающих конкретный этап развития экономики региона [21]. Государственное регулирование регионального развития представляет собой систему, которая характеризуется следующими аспектами: - методологическим, - представляющим государственное - организационным, - обеспечивающим единство технико-экономических, социальных и экологических функций органов управления региональным развитием; - социально-экономическим, - обеспечивающим анализ Государственное регулирование регионального развития основывается на специфических закономерностях размещения производительных сил, среди которых особую роль играют: - комплексное развитие хозяйства регионов, предполагающее сочетание отраслей рыночной специализации, которые имеют общегосударственное значение, отраслей, дополняющих территориальный комплекс, а также инфраструктурных отраслей. Задачей регулирования в этом случае выступает обеспечение пропорционального развития всех групп отраслей, укрепление связей между ними; - выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, которое представляет собой постоянную и перспективную задачу государственного регулирования регионального развития. Наличие природно-географических, исторических, экономических, социально-демографических различий регионов способствует формированию специфических условий их функционирования. Поэтому главными ориентирами процесса совершенствования регионального развития должен быть учет специфики регионов в осуществлении структурной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики в условиях рыночных преобразований; - территориальное разделение труда. Рациональное Объектами государственного регулирования регионального развития выступают многочисленные таксономические единицы государственного и регионального уровней, которые формируют сложную систему территориальной организации хозяйства. Исходя из этого, в пределах регионов пересекаются общегосударственные, отраслевые, местные интересы, согласование которых является одной из наиболее сложных проблем общественного развития. Среди субъектов государственного регулирования регионального развития следует выделить органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государство, как основной субъект реализации региональной политики, призвано выполнять ряд регуляторных функций, среди которых: - обеспечение функционирования рыночного хозяйства в регионе; - разработка конкретных «правил игры» в рыночном пространстве региона и контроль их соблюдения; - обеспечение стабильного развития эколого-социально-экономической системы региона; - обоснование основных стратегических и тактических целей регионального развития с обязательным временным контролем их достижения; - определение приоритетов регионального развития и поддержка конкурентного пространства; - выбор и обоснование путей достижения поставленных целей регионального развития [73]. Государственное регулирование регионального развития направлено на: - обеспечение реструктуризации экономики регионов, определение социально-экономических, научно-технических, экологических и демографических приоритетов; - оздоровление региональной эколого-социально-эконо-мической ситуации; - обеспечение полного и сбалансированного использования природно-ресурсного потенциала регионов; - преодоление отставания отдельных регионов по уровню и качеству жизни населения; - повышение уровня благосостояния населения и улучшения демографической ситуации; - стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в регионе; - развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем, обеспечивающих эффективность функционирования экономики региона; - обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов [73]. Для успешного осуществления экономических реформ в Украине необходимо рациональное сочетание разнообразных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единства принципов функционирования рыночных отношений на всей территории государства. Государственное регулирование регионального развития охватывает весь комплекс законодательных, административных, социально-экономических мероприятий, осуществляемых государственными и местными органами управления и базируется на принципах: - избирательности использования системы регуляторов в отношении тех или иных субъектов хозяйственной деятельности в регионе; - обязательности использования системы экономических регуляторов; - ограниченности системы регулирования регионального развития временными рамками, особенно в отношении предоставления дотаций и льгот; - необходимости учета региональной специфики в процессе государственного регулирования регионального развития. Успех становления рыночных отношений и эффективности проведения экономических реформ зависит от конкретных действий органов управления по решению проблем в отдельных регионах. В связи с этим, государственное регулирование регионального развития исключает унифицированный подход к проведению рыночных реформ в регионах и требует гибкости в проведении региональной политики и единства общих принципов функционирования рынка на всей территории государства. Среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики. Методы экономической поддержки регионов со стороны государства можно разделить на прямые и косвенные. Прямая поддержка предусматривает либо непосредственные финансовые вливания в экономику региона, либо предоставление налоговых и иных льгот, снижающих региональные расходы. Государство помогает регионам, прежде всего, тем, что передает прибыльные, обладающие рыночной стоимостью объекты в региональную собственность, на безвозмездной основе. Регионы получают из государственного бюджета трансферты в виде государственных субвенций, не требующих компенсации, а также средства из внебюджетных фондов. Помимо этого, государственный бюджет выделяет средства на осуществление целевых программ, в состав которых входят региональные программы. Устанавливаются налоговые, таможенные и иные льготы, приводящие к уменьшению части поступлений, передаваемых регионами в государственный бюджет. Косвенная поддержка заключается в расходовании средств государственного бюджета или внебюджетных фондов на отраслевые объекты государственной собственности, расположенные на территории региона. Административные методы регулирования регионального развития осуществляются в форме: - административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию; - правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование); - рекомендаций, контроля (например, финансово- Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила. С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами. Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства — через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции, по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установ-ленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций-субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона. Государственное регулирование регионального развития распространяется на те сферы деятельности, которые имеют отношение к компетенции государственного уровня управления. К ним относятся: политика природопользования, социальная политика, развитие производственных систем, требующих централизованного управления; ценовая и кредитная политика, разработка правовых основ развития хозяйства, определение налоговой политики и ее дифференциация с учетом стимулирования процесса становления рынка в регионе, определение режима внешнеэкономической деятельности региона. Регулирование регионального развития осуществляется в виде государственной селективной поддержки отдельных регионов. Эта поддержка, как совокупность специально организуемых действий политического, правового, социального, финансового, экономического и иного характера, призвана: • стимулировать развитие регионов, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития; создавать условия для возникновения и функционирования национально значимых потенциальных «точек роста»; обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций; формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого экономического и геополитического значения. Разнообразие применяемых инструментов регулирования регионального развития призвано обеспечить создание рациональных и взаимовыгодных отношений между государством и местными органами власти, адаптировать к современным условиям осуществления реформ, приблизить механизмы регулирования регионального развития к нормам и стандартам Европейского Союза с целью интеграции экономики Украины в мировое экономическое пространство. Контрольные вопросы: 1. Вчем сущность системы государственного регулирования регионального развития? 2. Каковы основные принципы, цели и задачи государственного регулирования регионального развития? 3. В чем специфика применения основных инструментов регулирования регионального развития?
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1828)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |