Всемирный Конгресс Философии - Афины - август 2013
Анжела Мальцева О месте и роли философии в современном мире:
Как следует из обращения к участникам XXIII Всемирного Философского Конгресса его Президента, доктора У. Л. МакБрайда, организаторам хотелось, чтобы Афины явили миру примеры вежливости и взаимоуважения, дефицитные в современном мире. Тема Конгресса – «Философия как познание и образ жизни» послужила праздничным поводом для знакомства с наиболее выдающимися и плодотворными достижениями человеческой мысли, она собрала людей, согретых, используя слова платоновского Сократа, «лучами блага». Наибольшим благом Всемирного философского конгресса явилось, - по мнению Председателя, – «окно, открытое в целый мир мысли», мир, совмещающий различные культурные подходы к его пониманию и порождающий особое чувство общности, глобальное понятие 'мы'. Значимость Конгресса определяется не только создаваемым философией утешением, как чем-то, направленным «внутрь», но и той «внешней», практической, пользой, которую может принести философия конкретным людям, находящимся под давлением совершенно определенных могущественных сил и вынужденных решать реальные жизненные задачи. Основной надеждой Президента явилось «воссоздание в ходе работы Конгресса веры в философию как в наставницу жизни» [2, p. 4]. Президент Греческого Организационного Комитета, доктор К. Будурис, подчеркнул практическую ориентацию Конгресса, проходящего в мире, «отягощенном технологическим прогрессом и экономической напряженностью». По его мнению, Конгресс предоставляет возможность философам всего мира «в атмосфере дружбы, духа состязания, но и с чувством смирения, совместно разделить живое участие в поиске, философских и диалектических исследованиях», «лучше узнать друг друга», «установить пути открытого общения». К. Будурис отметил, что перед участниками Конгресса поставлена задача «сформулировать плодотворные и позитивные мысли о состоянии дел нашей Эйкумены», найти пути и способы достижения «согласия между верованиями, теориями, концепциями и тем образом жизни, которому мы должны следовать, как существа с повышенным чувством моральной ответственности по отношению к нашим ближним и всем другим существам природы». Мыслителям, приехавшим из всех уголков мира, предложено «задуматься над сократовским вопросом – «Как следует жить?», посмотреть на различные способы и образы жизни всех народов Земли, подойти к философии как к искусству жизни, поразмышлять об ответственной роли и твердой позиции философа по отношению к нынешним и будущим проблемам сложных современных ситуаций, которые будут возникать в результате перераспределения экономических, социальных и других сил глобализированного гражданского общества» [2, p. 5]. 2. Направления, течения и школы современной философии и наиболее интересные темы и идеи секций Конгресса. Темы пленарных заседаний были весьма многообразны и пестры по тематике. Вот некоторые из тех заседаний, в которых могли принять участие гости Конгресса: Философия как образ жизни; Философия и наука; Философия и религии; О пользе скептицизма; Методологический базис современных археологических исследований; Феминистская феноменология и феномен уязвимости; Репродуктивные технологии и женское тело; Боль как укрепляющая справедливость; Юмор как философский образ жизни; Эстетическое и комическое; Философия истории философии; Будущее марксизма; Идентичность и модернизация в исламе; Женщины философы и их роль в развитии философской мысли; От гуманизма к мета- пост- трансгуманизму; Феномен дружбы и гражданское общество; Транскультурный потенциал китайской философии; Перспективы мудрости в технологической эпохе; Культура поверхностная и культура глубокая; Прагматистская теория демократии в контексте современной политической теории; Образ жизни: соревнование, кооперация и искусство оппонирования; К интегративной теории ценности и разума; Греческий след в «философии завтра» Эдуардо Николя (Eduardo Nicol); Капитализм, рыночный социализм или командная экономика (?); Западная и восточная философия о глобальном феминизме; Иоанна Кусуради (Ioanna Kucuradi) о достижениях эпохи; Дж.А. Коген (G.A. Cohen) о марксизме, социализме и социальной справедливости; Скептицизм и эпистемическая циркулярность; Этики жизни [2]. На конференции работали многочисленные секции, некоторым участникам которых удалось предложить своим коллегам оригинальные идеи для обсуждения: Философская антропология (Философия человеческого молчания; О возможности философской кибер-антропологии); Философия для детей (О важности слушать философию, исходящую от детей; Инструменты диалогичного познания: теория, исследование, оформление в начальной школе); Античная греческая философия – Классическая греческая философия (Философия как энергия; Можно ли считать Сократа феминистом; Бытие вне и отдельно; Генеалогия счастья: Солон и Сократ; Философия как способ умирания); Политическая философия (Биополитика и права человека: анализ гуманитарной помощи; Индивидуализм выживания как отрицательное последствие коммунистического тоталитаризма; Пределы религиозной толерантности в демократических политических системах; Радикальная европейская политика или новый колониализм(?); Временная приватность; Философия неясного: боль, ненависть, одухотворенность; Рассуждая о будущем без атомной энергетики; Воспринимая религиозные голоса в публичной сфере серьезно; Европа: действительно ли референдум – против легализма (?); Совещательная демократия; Гражданское общество: после национального государства; История философии (Влияние феномена войны на философию); Философия развития (Афро-конструктивистская теория развития; Что мешает развитию современного человека); Этика (Этика на пути от философии ценностей к ценностному менеджменту; Производство человеческого достоинства как идеальная норма обучения; О необходимости перехода от абстрактных ценностей к ценностям практическим; Моральная практика в никчемном (ничтожном) мире; Частная жизнь как этическая ценность; Концепция индивидуально-коммунитарных ценностей; Толерантность к нетолерантности; Необходимость моральной тренировки сегодня; Человек между разумом и наклонностью; Права животных: Аргументы в защиту вегетарианства; Геоэтика: природа и принципы; Города развивающего обучения и образовательные сообщества; Гендерная справедливость; Философия и этика после Фукусимы; Старение и ответственность в последних прижизненных решениях; Концепции старения в дебатах об антивозрастной медицине; Историческая религиозная индифферентность и ее связь с современной апатией; Мы есть то, что мы покупаем: к этике потребления); Феноменология (Феноменология мусора); Философия образования; Эстетика и философия искусства (Манифестация реализованной и нереализованной сущности: красота и уродство; Граффити: искусство идентичности и его критика; Еда и философия в эстетике Джозе Васконселоса (Jose Vasconcelos); Искусство как образ жизни, жизнь как искусственный образ; Эстетика как привилегированный путь к познанию реальности); Философия глобализации (Д. Миллер о нашей ответственности за глобальную бедность; Социальная роль религий и глобальная справедливость; Будущее капитализма: транснациональное государство или транснациональная система (?); Глобальная миграция – путь к глобальному гражданству или к правам резидентов (?); Глобализация как мегатренд; Действительно ли поиск Африкой своего места в современном мире – нонсенс (?); Уместность М. Ганди в контексте глобализации); Философия права (Проблема увеличения ответственности; Этический индивидуализм Р. Дворкина; Философия права и мир труда; О совместимости исламского права и права универсального); Онтология (Онтология становления (онтокинетика); Аффективные реакции на прожитую жизнь; Современная онтология хаоса; Базовые принципы ситуативности бытия; К вопросу о равенстве физического и социального времени; Бытие прошлого); Биоэтика (Концепции персональной ответственности в современной и будущей биоэтике; Человеческое достоинство и репродуктивные технологии; Понятие минимального согласия в эвтаназии; Справедливость между возрастными группами; Россия: десекуляризация как модель выхода из цивилизационного кризиса; Этика заботы; Этические вопросы Биобанка Китая; Философия радости); Теории познания и эпистемология (Опытный разум: после критического/аналитического/дискурсивного разума); Философия экономики (Продуктивный и непродуктивный труд, полезная и бесполезная работа); Этика бизнеса (Хозяйственный этос как социокультурный феномен; Неоменеджмент и новая парадигма неэгоистической организации бизнеса); Философия языка (Лингвистическая диспозиция королевы и королевское отношение к языку; Л. Витгенштейн как самая важная философская фигура на стыке логицизма и функционализма); Философия математики (Социальные аспекты процедуры доказательства); Философия и литература (Философия и литература, соревнующиеся в отражении оттенков безумия); Медицинская этика (Философия риска); Философия коммуникации, информации, медийности (Теория прорыва); Философия действия (О возможности действовать в отсутствии желания); Философия культуры (Философия прогулки; Культура согласия и культура несогласия); Философия сознания (Эмпатия, чтение чужих мыслей и разница между тобой и мной) [2] [3]. Некоторые выводы. Знакомство с темами пленарных заседаний Конгресса показывает, что классические философские проблемы соседствуют со злободневными темами и совершенно оригинальными идеями; собственно философский контекст сочетается с контекстом социологическим, политологическим, экономическим и культурологическим; интерес к разного рода феноменам переплетается с интересом к историческим личностям и ныне живущим выдающимся людям (заявленная на 7 августа лекция знаменитого писателя и философа Умберто Эко [2, p. 68] собрала рекордное количество слушателей). Считаю, что такое разнообразие новых тем, неожиданных подходов к пониманию современного человека, непривычных решений прежде поставленных проблем и сделало Всемирный Философский Конгресс 2013 года в Афинах событием ярким, живым и интересным. Анализ работы секций Конгресса показывает, что наибольшее количество докладов на Конгрессе подготовили этики, что и понятно: философия по самой своей сути обязана говорить не о том, каков мир есть на самом деле, но о том, каким мир в идеале быть должен. Важно отметить, что современные этики откликаются на трагические события недавнего прошлого (землетрясение в Японии), но и продолжают искать решения древнейших философских проблем (эвтаназия), не проходят мимо вызовов современности (миграция, клонирование), но по-прежнему главным объектом своих изысканий считают человека, его поиски справедливой жизни и счастья. Наибольшее количество россиян приняло участие в работе направления «Философия образования». К сожалению, знакомство с темами и тезисами заявленных выступлений не позволяет говорить о новизне и оригинальности идей, представленных нашими философами образования на суд международной общественности. Слишком очевидное несоответствие между масштабом и глубиной реформирования образования в нашей стране и «застоем» в умах теоретиков может (и, вероятно, должно) стать особым предметом размышлений российских философов. Между континентальной европейской философией и философией англо-американской по-прежнему пролегает пропасть, становящаяся лишь глубже при встречах и обсуждении докладов их представителей на секциях. Например, тексты французских философов все более становятся похожи на тексты художественные, авторы все больше нацелены удивлять и даже смешить, чем направлять на путь истинный [4]. Напротив, тексты канадских, североамериканских, британских, австралийских философов содержат, как правило, материалы, никаким образом не относящиеся к живому, реальному современному человеку. Ориентация на науку и прагматическая направленность исследований все больше превращает англо-американскую философию в раздел нейрофизиологии, кибернетики или физики [5]. На Конгрессе были представлены все без исключения философские общества, объединения, союзы и организации: Международная ассоциация ясперских обществ; Афро-Азиатская философская Ассоциация (AAPA); Международное общество изучения ценностей (ISVI); Американское общество углубленных философских исследований; Международное общество изучения полемик (IASC); Иберо-Американское общество неоплатонических исследований; Шанхайская Академия социальных наук; Международное сообщество философии спорта (изучаются проблемы соотношения этики, атлетики и эстетики; феномен и процесс, ценность и смысл победы); Международная ассоциация греческой философии (IAGP); Международное общество буддийской философии; Международное общество универсального диалога (ISUD); Ассоциация радикальной философии (RPA) (исследуются феномены либерального империализма, разрабатывается теория войны); Немецкая Философская Ассоциация; Ницшеанское Общество; Всемирный феноменологический институт углубленных феноменологических исследований и обучения; Международный институт философии; Институт философии РАН и другие [2]. Возникает вопрос: есть ли смысл в проведении столь многочисленных конференций? Многие считают, что нет (например, в одно время с Конгрессом в Афинах состоялась конференция по философии науки в Великобритании, куда отправились те из крупных российских философов, кто предпочел «широте» «глубину»). Я убеждена, что всемирные конгрессы – это особая форма коллективного творчества, которая отнюдь не изжила себя. При этом нужно понимать, что успех столь многочисленных собраний зависит не только от организаторов, но и от ответственного отношения участников к своим докладам, к работе на секциях. Участие в работе любой конференции, – прослушивание многочасовых лекций, формулировка вопросов докладчикам, защита собственного видения обсуждаемых проблем, – это большой труд, сопряженный не только с радостью от новых открытий, но и с огорчениями при встрече с аргументированной критикой, заставляющей пересмотреть свою позицию, усилить доказательную базу, а то и отказаться от некоторых своих гипотез. Проанализировав организацию, ход и материалы Всемирного Философского Конгресса в Афинах (август 2013 года), я пришла к выводу, что столь представительное собрание позволило участникам на собственном опыте убедиться в огромном авторитете философии в мире, в широчайшей распространенности любви к мудрости, в исключительном многообразии человеческой мысли, что, конечно же, благоприятно скажется, прежде всего, на самоощущениях философов, живущих в эпоху, полную сомнений в человеческой морали, человеческом разуме, да и в самом человеке. Конгресс обновил и укрепил сознание коллективной идентичности, способствовал возвращению участникам утраченного чувства гордости за принадлежность к философскому сообществу, вселил надежду на новые прорывные открытия в человеческом самопознании.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |