Работа с суждением историка
Тренинг по теме «Образование русского централизованного государства» (XIV — начало XVI вв.) Работа с хронологией Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.
___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→ ___→___ Работа с персоналиями Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Работа со схемой 1. Заполните родословную таблицу литовских князей (указаны важнейшие представители).
2. Заполните родословную таблицу московских князей (указаны важнейшие представители).
3. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в начале XVI в.
1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 —
Работа с картой Найдите на карте: 1) территорию первоначального расселения литовских племен и границы Великого княжества Литовского в момент наибольшего расширения; 2) границы Московского княжества к 1300 г. и направления территориального роста; 3) границы Великого княжества Московского к 1462 г.; 4) границы Русского государства к 1533 г.; 5) Куликовскую битву; 6) битву на реке Шелонь; 7) стояние на реке Угре.
Работа с понятиями Дайте определение понятий. 1. Боярская Дума __________________. 2. Дворяне ________________________. 3. Еретики ________________________. 4. Иосифляне _____________________. 5. Кормление _____________________. 6. Местничество ___________________. 7. Наместник _____________________. 8. Нестяжатели ___________________. 9. «Пожилое»______________________. 10. Поместье _______________________. 11. Судебник ______________________. 12. Уния __________________________. 13. «Юрьев день» ___________________. Работа с источниками Вставьте пропущенные имена, определите датировку событий. А. «В те времена умер король Казимир Краковский, а сыновей у него не было, была только дочь Ядвига. И стали поляки посылать из Кракова к 1_____________, чтобы он принял крещение из Рима и стал бы у них королем в Кракове и во всей Польше. И 1_____________ начал советоваться со своей матерью княгиней Ульяной, и с братьями, со всеми князьями и боярами Литовской земли, поехал в Краков в Польскую землю, там сам крестился и брат его и многие бояре Литовской земли крестились». Дата: _____________. Б. «Пришел ордынский князь 2____________ с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да еще кроме того отряды нанял басурман [мусульман], армян, фрягов [итальянцев из генуэзских колоний в Крыму], черкесов, ясов [осетин]... Также с 2____________ в единомыслии и в единой думе был и литовский 1____________ со всею силою литовскою и польскою. С ними же в союзе был князь 3____________ и со всеми этими сообщниками пошел на великого князя 4____________ и на брата его 5____________». Дата: _____________. В. «Услышав, что 6_______________ стоит на берегу со всеми силами, 7_______________ пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь 8_______________ или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда 6_______________ послал на Угру сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам 6_______________ поехал из Коломны в Москву ко всемилостивому Спасу, пречистой госпоже богородице и святым чудотворцам просить помощи и заступничества православному христианству, а также на совет и думу к своему отцу митрополиту Геронтию». Дата: ______________.
Работа с суждением историка Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Назовите князей, к которым может быть применена данная характеристика. «Готовясь предстать пред престолом всевышнего судии [Бога] и диктуя... духовную грамоту, как эти князья внимательны ко всем подробностям своего хозяйства, как хорошо помнят всякую мелочь в нем! Не забудут ни шубки... ни пояса золотого, ни коробки сердоликовой, все запишут, всему найдут место и наследника. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое... новое сельцо прикупить — вот на что, по-видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах».
Проверочный контроль
Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана III?
При Иване III был построен собор
Как называлось ведомство, которое в начале XVI в. отвечало за управление имуществом великого князя?
Великий князь Владимирский до 1389 г. приобретал право на княжение при условии
Поместная система появилась в России непосредственно после
Кто из деятелей русской истории получил прозвище после того, как стал калекой?
Система распределения служебных мест с учетом происхождения и служебного положения предков человека называлась
Князь Иван I Данилович заслужил уважение современников
Судебник Ивана Великого…
Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, когда произошли описанные события. «Отбросив дипломатические ухищрения, [великий князь] объявил: "Мы, великий князь, хотим государьства своего, как есмы на Москве, так хотим быть на отчине своей Великом Новгороде". Вслед за тем московские бояре продиктовали послам волю государя: "Вечю колоколу в отчине нашей в Новегороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держати". Когда послы сообщили об этом на вече, в городе поднялось смятение и "многие брани". "Всташа чернь на бояр и бояре на чернь". Народ утратил доверие к боярам и окончательно отказался повиноваться им».
Даты 1325 г., 1340 г., 1353 г., 1359 г. относятся к
Кто из перечисленных ниже лиц прославился в Куликовской битве?
Как назывались крестьяне, которые жили на государственных землях и несли повинности в пользу государства?
Войны Московского княжества с Суздалем, Тверью, Рязанью, Литвой – относятся к княжению
Победе Василия II над удельными князьями способствовала поддержка
Какие из перечисленных земель входили в состав Древнерусского государства и вошли в состав Русского централизованного государства к 1533 г.?
Укажите верный ответ.
Прочтите отрывок из народной песни и укажите дату событий, о которых идет речь. И втапоры млад Щелкан
С незавершенностью процесса централизации Руси непосредственно связано понятие
Битва на реке Воже произошла в
Сыновья Ивана I Даниловича
Первые московские князья характеризуются многими историками как
Правление Дмитрия Ивановича характеризуется…
Что из названного характеризует иосифлянство?
Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о правлении какого князя идет речь. «Сел князь великий… на великом княжении всея Руси, и была с того времени тишина великая в течение 40 лет, и перестали татары воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули и успокоились христиане от великой истомы и от многой тягости, от насилья татарского, и была с того времени тишина великая во всей земле».
К правлению Василия I Дмитриевича относится
Прочтите отрывок из рассказа путешественника начала XV в. и укажите название города, о котором идет речь. «Этот город независим и имеет общинное правление. Здесь есть епископ, который представляет как бы их начальника… Внутри упомянутого города живет много больших сеньоров, которых они называют боярами, и там есть такие горожане, которые владеют землей в 200 лье длины, богаты и могущественны удивительно. И не имеют русские великой Руси других властителей, кроме этих бояр, выбираемых по очереди так, как хочет община… Все сеньоры владеют 40 000 конницы и бесчисленною пехотою.».
Раньше, чем Куликовская битва, произошла(о)
Репрессии, проведенные после присоединения Новгорода к Москве, затронули в первую очередь
Реформирование монастырей связано с именем
Что было одной из причин успешного территориального роста Литвы в XIV веке?
Часть В Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр. B1. Расположите в хронологическом порядке присоединение к Москве княжеств и земель. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: БВАГ. __________________ А) Нижний Новгород Б) Псков В) Можайск Г) Коломна B2. Установите соответствие между историческими деятелями – современниками. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
B3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите прозвищекнязя, к которому относится эта характеристика. «Удивительным образом вокруг "маловыразительной личности" "немудрящего" великого князя объединились люди, обладавшие всеми теми талантами, которыми его Бог обделил. Четырежды свергнутый с престола, он четырежды против всех законов природы… возвращался победителем в Москву и в конце концов, пережив всех своих соперников — и умных, и талантливых, и коварных, и благородных, передал сыну… мощное государство». _________________________ B4. Установите соответствие между русскими землями (городами) и способами их присоединения к Москве. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
B5. Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и назовите прозваниекнязя, к которому относится эта характеристика. «В отношении князей Владимиро-Суздальской Руси, а также в отношении Рязани и Новгорода [он] держался властно и повелительно. По выражению летописца, «он всех князей русских привожаше под свою волю, а которые не повиновахуся воли его, а на тех нача посягати. Он вмешивался в дела других княжеств: утвердил свое влияние в семье суздальско-нижегородских князей, победил рязанского князя Олега и после долгой борьбы привел в зависимость от Москвы Тверь… Но с Литвой осталась у Москвы вражда и после мира с Тверью». ______________________ B6. Напишите имя книжника, вошедшего в историю как автор теории «Москва — третий Рим» . ________________________ B7. Установите соответствие между деятелями русской культуры и сферами их деятельности. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
B8. Установите соответствие между русским князем и тем, в каком родстве он состоял с Дмитрием Донским. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
B9. Прочтите отрывок из летописи и напишите, где произошли описываемые события. «Пришли татары и начали стрелять в наших, а наши по ним. Наши побили многих стрелами и пищалями, а их стрелы падали между нашими людьми и никого не ранили. И отбили татар от берега. И много дней татары начинали наступать с боем и ничего не могли. Ждали, когда станет река: тогда были большие морозы, и река начала становиться. Были в страхе и те и другие; одни других боялись...». _____________________ В10. Распределите перечисленные ниже события: связанные с правлением Ивана I – в группу А, связанные с правлением Ивана III – в группу В. Запишите номера ответов в порядке возрастания в каждой из групп в нижеприведенную таблицу.
ЧАСТЬ 3 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений. «57. О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделя после Юрьева дня осеннего. Дворы пожилые платит в полех за двор рубль, а в лесах полтина. А которой христианин поживет за кем год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет да пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит» C1. Что это за документ? Когда он был составлен? C2. Чьи интересы был призван защитить документ? C3. Чем была вызвана разница в плате?
Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
C4. Укажите основные итоги деятельности князя Даниила Александровича. C5. Сравните Куликовскую битву и стояние на реке Угре. Найдите черты сходства и различия. Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
C6. Рассмотрите историческую ситуацию (брак Ивана III с Софьей Палеолог) и ответьте на вопросы. Почему в браке были заинтересованы обе стороны? Какие последствия имел этот брак? C7. Деятельность князя Ивана I вызывает различные оценки историков. Какие оценки вам известны, какие аргументы приводятся в споре? Какую из оценок вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2083)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |