Темы докладов и рефератов
1. Античная и средневековая философии: общее и особенное. 2. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии. 3. Духовные поворот христианства и его значение для европейской цивилизации. 4. Личность и свобода воли как новые способы самоидентификации человека в христианстве 5. Христианство: «открытие внутреннего человека».. 6. Эпоха Ренессанса и рождение европейского человека как .свободной творческой индивидуальности. 7. Пико делла Мирандола о величии человека. 8. Философские идеи Дж.Бруно.
Контрольные задания 1. Одной из проблем средневековой философии является соотношение… а) человека и общества; б) природы и человека; в) веры и разума; г) сознательного и бессознательного. 2. Анализ внутреннего мира личности в жанре исповеди в средневековой философии впервые осуществил: а) Августин Блаженный; б) Пьер Абеляр; в) Фома Аквинский; г) Василий Великий. 3. Верны ли суждения о философии эпохи Возрождения: А. Характерной чертой натурфилософии Возрождения является скептицизм. Б. Натурфилософия эпохи Возрождения носит пантеистический характер. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны. 4. Представление о всеобщей одушевлённости материи называется… а) панлогизм; б) гилозоизм; в) дуализм; г) пантеизм. 5.Одной из характерных черт средневековой философии является… а) космологизм; б) синкретизм; в) теоцентризм; г) утилитаризм. 6. Канонизация библейских текстов, разработка основ философии христианства характерна для… а) схоластики; б) патристики; в) номинализма; г) реализма. 7. Противостояние духовному господству церкви, формирование движения гуманизма характерно для эпохи… а) Ренессанса; б) античности; в) Нового времени ; г) Просвещения. 8. Отождествление бога и природы характерно для… а) монизма; б) гилозоизма; в) дуализма; г) пантеизма. 9. Верны ли суждения о средневековой философии: А. Для средневековой философии характерен теоцентризм. Б. Для средневековой философии характерен космологизм. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны. 10. Отрицание онтологической реальности общих понятий (универсалий) характерно для… а) реализма; б) концептуализма; в) номинализма; г) конвенционализма. 11. Протест против духовного господства католической церкви во главе с папой Римским связан с религиозным движением… а) Реформации; б) Возрождения; в)Ренессанса; г) Просвещения. 12. Верны ли суждения об этапах средневековой философии: А. Защита христианского вероучения составляет основную задачу апологетики. Б. Канонизация библейских текстов характерна для патристики. а) верно только А; б)верно только Б; в) оба суждения верны; г)оба суждения неверны. 13.Признание Бога как определяющей реальности характерно для… а) теоцентризма; б) гуманизма; в) натурализма; г) космологизма. 14. Верны ли суждения о философии эпохи Возрождения: А. Философия эпохи Возрождения обосновывает значимость общественной и творческой реализации человека. Б. Философия эпохи Возрождения носит антисхоластический характер. а) верно только А; б)верно только Б; в) оба суждения верны; г)оба суждения неверны. 15. Признание онтологической реальности общих понятий (универсалий) характерно для… а) реализма; б) концептуализма; в) номинализма; г) конвенционализма. 16. В средневековой философии идея творения мира из ничего отражена в принципе… а) провиденциализма; б) креационизма; в) эсхатологизма; г)теоцентризма. 17.Вера в безграничные творческие возможности человека является характерной чертой эпохи… а) Возрождения; б) Нового времени; в) средневековья; г) Просвещения. 18. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие философию эпохи Возрождения: 1) пантеизм; 2) синкретизм; 3) антропоцентризм; 4) теоцентризм; 5) гуманизм; 6) иррационализм. 19. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие средневековую философию: 1) деконструктивизм; 2) эсхатологизм; 3) этноцентризм; 4) космоцентризм; 5) креационизм; 6) теоцентризм.
20.В эпоху Возрождения было положено начало движению, связанному с признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений – человеческий. На первом этапе это движение эпохи Возрождения проявилось как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. О каком движении идёт речь в указанном тексте? Опираясь на текст, назовите два его признака.
Тема 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В результате освоения данной темы, бакалавр должен: знать - сущность и содержание научной революции Нового времени; - характеристики рационализма и эмпиризма; - содержание социально-политических идей Просвещения; -проблемы детерминизма в философии Просвещения; уметь - самостоятельно осуществлять поиск и отбор научной информации; - аргументировано представлять позицию авторов по различным философским проблемам; - использовать положения и категории новоевропейской философии для оценивания и анализа соответствующего исторического периода и тенденций дальнейшего общественного развития; владеть - навыками анализа методологии Нового времени и её применении в решении современных научных проблем; - пониманием места и роли теории прогресса в социально-философской традиции западноевропейской культуры.
1. Влияние научной революции XVII в. На постановку философских проблем. Механистическая картина мира. 2. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). 3. Монизм и пантеизм Б.Спинозы. Монадология Лейбница. 4. Проблема материи и ее атрибутов в философии XVIII в. 5. Проблема социальной философии в европейском Просвещении XVIII в.
Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Разработка методов познания. Связь гносеологии и онтологии: монизм Спинозы, дуализм Декарта, плюрализм Лейбница. Механицизм как картина мира. Природа, общество, человек в философии Просвещения (Гоббс, Локк). Сенсуализм Дж. Локка, Дж. Беркли и Д. Юма. Философия Французского Просвещения. Философская антропология французских просветителей.
Основные понятия: познание, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, индукция, дедукция, деизм, механицизм, субстанция, атрибут, модус, свобода и необходимость (по Спинозе), движение, пространство, время, право, цивилизация, «естественных прав» концепция, «общественного договора» концепция.
Контрольные вопросы 1. Каковы социально-экономические предпосылки научной революции XVII века? 2. Почему вопросы гносеологии приобретают в XVII веке особое значение? 3. В чем выражается ограниченность механистической картины мира? 4. Как Бэкон объясняет источники человеческих заблуждений? 5. Что, согласно эмпиризму, является условием и источником знания? 6. Каково содержание и значение «теории врожденных идей» Р. Декарта? 7. Каковы философские последствия научной революции XVII века? 8. Что такое географический детерминизм (Ш. Монтескье)? 9. В чём заключается методология исторического рационализма 10. Каковы философские идеалы эпохи Просвещения?
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (694)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |