Современные подходы в специальном образовании 11 страница
23. Коррекциямоторики Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил - важне' источник жизнерадостного восприятия, о 'Готовности преодолеть любые трудности. В. А. Сухо. Основная цель коррекции моторики состоит в' цреод" недостатков физического статуса. К таким недостаткам ей общая ослабленность организма, сниженный йм'мун деке здоровья у «проблемных» детей, как правило, ниже з нению со здоровыми сверстниками). Многим детям-] свойственна гипокинезия, ими гиподинамия (малоподв" образ жизни), что зачастую вызвано «охранительным р страхом родителей и воспитателей'перед возможными Развитие моторики тесно связано с нервно-психичоско Физкультурно-оздоровительная работа в специальных.; дениях направлена на з^лучшение общего состояния здоров, закаливание организма, повышение жизненного тонуса, ние физической и умственной работоспособности, освоение; ных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки) и осно физических качеств (сила, быстрота, выносливость, лов! гибкость), обучение рациональному дыханию, воспитан -вильной осанки и походки. Основные, принципы физического воспитания ел ожили,: но, но до сих пор не теряют своей актуальности. Это • • неразрывное .единство физического и умственного % • последовательность развития изолированных двий '".. ' Направления коррекции моторики: 1. Общая моторика.
2. Мелкая моторика. :.- . •,... ■ 3. Артикуляционная моторика. . ■■• . В каждом направлении существуют разные требования: от общего-уровня развития до профессионального (почти все умеют ходить на цыпочках, но.'мало кто может двигаться так, как балерина). Состояние общей моторики характеризуется правильным телосложении,- пропорциями, осанкой, положением стопы, координацией движений, умением держать равновесие. jCgedcmea коррекции общей моторик11,Ж.сьт& разнообразны. Перечислим • .Лечебная физкультура направлена на предотвращение • Физкультм^ш1^тки. для снятия усталости и психофизиче ��6.1+.��
Упражнения для шейного отдела позвоночника: 1. Плавные повороты головы влево и вправо (выполняются сидя, 10—12 раз по 2—3 подхода)., 2. Наклон головы влево и вправо (5—20 с по 3—4 подхода). • 3. Движения с опущенной головой на грудь к правому и левому плечу (10—12 с по 2—3 подхода). 4. Движения с высоко поднятой головой, положенной на спину, к правому и левому плечу (10—12 с по 2—3 подхода). 5. Движения головой вперед — назад (10—12 с). 6. Вытягивание шеи вперед (5—10 с в быстром темпе, 2—3 подхода). 7. Втягивание шеи в плечи и выпрямление вверх («Боюсь — не боюсь», 8—10 раз, 1—2 подхода). Упражнения для снятия нервно-психического напряжения: 1. «Морозко» — растирание ладоней, вначале внутренней, а затем наружной их части (30-^45 с). 2. «Глазок» —- движение поочередно каждым пальцем по кругу (25—30 с). 3. «Кошечка» — поочередное сгибание фалангов пальцев, затем всех вместе со сжатием кистей в кулак (30—45 с). 4. «Ушки» -— движение поочередно каждым пальцем вверх — вниз (20—25 с). 5. Вращение кистями рук в лучезапястном суставе, отдельно • Спортивные игры, эстафеты для развития духа состязательности, повышения эмоционального тонуса. В прежние годы, несмотря на стихийный характер и дворовый вариант: игра в квача, догонялки, классики, скакалки, резинки — они были неотъемлемой частью детства. • Ритмика как учебный предмет и как внеклассное занятие, помогающее выполнять разнообразные произвольные движения, научиться красиво двигаться под музыку. Сюда входит работа над выразительностью движений при музыкальной поддержке, элементы хореографии, • Кинезотерапия и позиционная гимнастика направлены * Мануальная терапия, массаж. • Гидротерапия — система коррекционных упражнений в • Иппотерапия — реабилитация посредством верховой езды. Тепло лошади способствует расслаблению спастических движений, мышц, наполняет ребенкажизненной энергией по принципу «сообщающихся сосудов». Все упражнения, традиционные для зала, в том числе с мячом, с гимнастической палкой, с флажками становятся более интересными, привлекательными для ребенка, сидящего на лошади. Например, протянуть, вытянуть руки вперед — «возьми лошадку за ухо». Ребенок учится держать равновесие, у него вырабатывается условный рефлекс ходьбы, так как шаг лошади совпадает с шагом человека. Общество иппотерапии создано в Беларуси всего несколько лет назад, в Польше действует уже три десятилетия, а наиболее давние традиции в реабилитации посредством верховой езды имеют Англия и Франция. К «экзотическим» средствам коррекции моторики и эмоционально-волевой сферы можно отнести делъфинотерапию. Дельфины •— своеобразное живое УЗИ. На здорового человека он не реагирует (эхолакация требует значительных затрат энергии, и дельфин не всегда ее «включает»), но каким-то образом чувствует тех, у.кого не лады со здоровьем. Большой опыт дельфиноте-рапии накоплен в Севастопольском океанариуме. Особенно она показана при аутизме. Сначала ребенок преодолевает чувство страха перед большой рыбой. Потом, поплавав с дельфином, учится концентрировать внимание и в конце концов раскрывается, у него появляется потребность выразить словом свои чувства. В Одессе на базе специальных учреждений, существует реабилитационный театр физического воспитания под девизом: «Через движения рук — к лучшей жизни». В коррекции общей моторики большое значение имеет специальное оборудование. Это разнообразные тренажеры, мягкие спортивные модули, лечебные мячи, средства для тренировки вестибулярного аппарата и для умения держать равновесие (га- мак, карусель, качели, вращающийся стул, горка, трамплин, батут, скейтборд) и др.;" .-.....-• Подвижные игры, особенно'в младшем школьном-возрасте, направлены на развитие творческих способностей, воображения, внимания,, на воспитание инициативы, самостоятельности действий, выработку умения соблюдать установленные правила. Многообразие движений, совершаемых во время подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на улучшение координации и ускорение реакции, ориентировки в пространстве и времени, скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости и других так называемых кондиционных параметров. Во время игры закладываются основы естественных движений' (ходьба, бег, прыжки, метания), -элементарных игровых умений (ловля, передачи, броски мяча) и технико-тактических действий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимых при овладении спортивными играми в более старшем возрасте. Большинство подвижных игр и эстафет (прежде всего с мячами) проводится лишь после того, как необходимые двигательные действий уже освоены.' Участие в международном физкультурно-спортивном движении Special Olympics перевернуло наши представления о физических возможностях детей-инвалидов и подтолкнуло к коренному пересмотру содержания программ по физическому воспитанию в специальных школах. Движение было основано в 1968 году Юнис Кеннеди Шрайвер, и в настоящее время является самой крупной в мире программой спортивных тренировок и соревнований по 23 зимним, летним и демонстрационным олимпийским видам спорта для детей и взрослых с интеллектуальной недостаточностью. В программах Спешиал Олимпикс ежегодно принимают участие более Iе млн спортсменов из 120 стран мира от 8 лет и старше -с любым диапазоном возможностей и уровнем интеллекта ниже 80 IQ. Девиз игр: «Дай мне победить, а если я не смогу, то пусть я буду смелым в этой попытке!» Официальные летние виды спорта: плавание (водные упражнения), легкая атлетика, баскетбол,--кегли,' велоспорт, конный спорт, футбол, гимнастика, роликовые коньки, софтбол, теннис," волейбол, Официальные зимние виды спорта: равнинные й горные лыжи, бег на коньках, фигурное катание, хоккей на полу, хоккей с мячом. ■ ' ' Демонстрационные виды спорта: бадминтон, гольф, тяжелая атлетика, настольный теннис, гандбол. Белорусский комитет Спешиал Олимпикс как. общественная Современным направлением в развитии психофизических возможностей человека является образовательная кинесиология — учение о возможностях использования естественных физических движений для организации деятельности мозга, и тела, обретения самоструктурированного опыта и творческой самореализации личности. Это направление основано на исследованиях психологов и педагогов гуманистического направления (А. Ге-зелл, К. Роджерс, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Л. Кларк, Дж. Канфильд и др.). Методика «оживления* и активизации природных механиз • движения, пересекающие некую центральную зону тела, Упражнения собраны в 4 группы. ■" * 1. Движения, пересекающие среднюю линию тела, стимулируют работу как общей, так и мелкой моторики, способствуют интеграции деятельности левого и правого полушарий головного мозга, полноценному восприятию материала как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения. • -■ ' 2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, главным образом снимают негативное влияние различных рефлексов, в первую очередь, охранительного. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг, что система находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, готова к познавательной деятельности. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние, причинно-обуславливающие отделы, через лимбйческую систему, которая является своеобразными воротами, пропускающими учебную информацию в высшие отделы мозга. 3. Упражнения, энергетизирующие тело, обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процес- сов между клетками и группами клеток мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического.»- функционирования тела. 4. Позовые-упражнения, способствуют углублению позитивного отношения, так как влияют на эмоциональную -*- лимбиче-скую систему, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «я» личности. Они стабилизируют и отлаживают ритм нервных процессов системы, способствуя успешному учению. Мелкая моторика — это тонкие, дифференцированные движения пальцев. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связная речь. В связи с этим уместно напомнить слова В. А. Сухомлинского: «Ум находится на кончиках пальцев». По возможности,следует максимально развивать обе руки: и правую, и левую, что будет способствовать полноценному развитию обоих полушарий головного мозга. Существует специальный термин амбидекстрия — одинаковое развитие функций обеих рук, которое может быть врожденным или сформироваться в процессе тренировки. Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятельности, как сжатие, откручивание, закручивание, комкание бумаги, протягивание, нанизывание, лепка из пластилина и глины, конструирование и занятия с мозаикой, выкладывание фигур из спичек, освоение ремесел (вышивание, плетение, вязание, . выжигание, работа с бисером), прокалывание, склеивание, вырезание по контуру, раскрашивание и штриховка, изобразительная деятельность и др. Широко применяются игры и действия с игрушками и предметами: сборка пирамидки, раскладывание палочек, пуговиц, зерен, фасолек и т. п., изготовление буе из различных предметов (готовые бусинки, ракушки, рябина и т. п.), волчки, эспандеры, весовые дощечки и цилиндры, рамки .Монтессори (разнообразные виды застежек, которые используются в одежде ж обуви). Эффективным приемом для развития функций кисти руки является смятие, комкание бумаги, салфеток, газет и заталкивание их в банку, бутылку. Ребенку можно также предложить порвать их на мелкие кусочки, чтобы «приготовить подстилку для попугая или морской свинки». - Большое значение в развитии мелкой моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; спе- циальные упражнения без речевого сопровождения, объединен Йогу пальцев, или мудры, можно использовать не только для улучшения мелкой моторики, но и как лечебно-оздоровительное средство. На санскрите «мудрой» называется ритуальное положение рук в индобуддийской религии. Большинство мудр не имеют противопоказаний и обеспечивают лечебный эффект. Так, мудра «Знание» снимает эмоциональное напряжение, улучшает мыслительные процессы, активизирует память, способствует концентрации внимания. Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены, не напряжены. Мудра «Небо» оказывает значительное влияние на улучшение слуховой функции. Методика исполнения: средний палец сгибаем так, чтобы подушечкой он прикасался к основанию большого пальца, а большим прижимаем согнутый средний. Мудра «Жизнь» выравнивает энергетический потенциал всего организма, благотворно влияет на зрительную функцию. Методика исполнения: подушечки среднего, мизинца и большого пальцев соединяются вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. «Окно мудрости» используется при нарушениях мозгового кровообращения, склерозе сосудов головного мозга, открывает жизненно важные центры, активизирует умственную деятельность — безымянный палец прижимается первой фалангой большого пальца. Существуют позы пальцев для снятия почти всех распространенных болезненных состояний («Спасающая жизнь», «Морской гребешок», «Голова Дракона» и др.). Важно помнить, что все мудры выполняются одновременно на двух руках до 30 мин. вдень. Во всех случаях совершенствование мелкой моторики не должно превращаться в самоцель. Зачастую это неотъемлемая часть работы по формированию навыков самообслуживания и обучения ремеслам. Коррекция моторики лица и артикуляторного аппарата направлена на снятие паретичности, вялости, установление фиксированных положений органов артикуляции, выработку устойчивой воздушной струи. Средства развития: артикуляционная гимнастика, комплекс упражнений на дутье, логопедический массаж, логоритмика. Артикуляционная гимнастика — это совокупность специаль-
ных упражнений, направленных на укрепление щшд артищ: При выборе методики логопедической гимнастики важен учет1: .-Занятия ведутся по схеме!--вначале воспитываются, грубые,"1 Артикуляционные упражнения подбираются -в соответствии. с характером дефекта произношения и целесообразности реко-" мендуемых движений для правильного произнесения звука. Упражнять надо лишь те движения, которые нуждаются в ис- '■■ правлении, и необходимы для конкретного звука; Упражнения должны быть целенаправленными: важно не" их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Недостаточно Толь-ко отобрать требующие коррекций Движения, нужно научить ребенка правильно- применять их, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к.другому. В сочетании с массажем органов артикуляции и традицион • Упражнения для развития жевательных и мимических • ■ Элементы миогимнастики, разработанной в ортодонтам • Упражнения с активаторами для тренировки круговой • Использование пластинки из пластмассы и резины. Упражнения с вестибулярной пластинкой;, с межгубным кольцом из жесткой резины, с металлическим диском. При построении логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные дефектами артикуляционных органов, необходимо учитывать следующие факторы: ., ,, - . •-:,,' л 1. Среди аномалий органов артикуляции, предрасполагающих к нарушению произношения звуков, намного чаще встречаются дефекты зуббчелюстной системы. "'',.''' 2. Чем раньше проявилась такая аномалия, тем больше риск 1 25�8578148�93�86�72937731208140�0790 появления устойчивых.дефектов звукопроизношения. 3. Патологии молочного прикуса провоцируют более грубые и стойкие нарушения звуковой стороны речи, нежели зубочелю-стные аномалии, проявившиеся только в постоянном прикусе. 4. У детей школьного возраста, имеющих патологии постоянного прикуса, дефекты звукопроизношения встречаются в два-три раза реже, чем у дошкольников с выраженными аномалиями молочного прикуса. ■ ■ , 5. Чем раньше была выявлена патология языка, губ или зу-бочелюстной системы и начато устранение дефектов артикуляционных органов, исправление нарушений звукопроизношения и развитие фонематического восприятия, тем быстрее и эффективнее можно добиться положительных результатов в коррекции органической дислалии. 6. В коррекционцой работе с детьми, страдающими этим недугом, рекомендуется использовать комплексную артикуляционную гимнастику, основанную на логопедических приемах и элементах миотерапии, применяемой в ортодонтическом лечении. Конкретный методический материал для развитии мелкой и артикуляционной моторики можно найти в справочниках и пособиях. Вопросы и задания 1. Покажите влияние состояния двигательной сферы на различные системы организма, работу ВИД, развитие перцептивных и познавательных функций, уровень умственной и физической работоспособности. 2. Какие параметры характеризуют общую моторику, мелкую и артикуляционную? 3. Подберите задания, игры и упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики усложненного уровня. 4., Подберите все возможные приемы обучения шнуровке ботинок. Какой способ шнуровки ботинок, с открытыми глазами или завязанными, быстрее приведет к автоматизации действий у слабовидящего ребенка? Литература для самообразования Белая А. С, Мирясова В. Ж. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. М.: ООО Изд-во ACT, 2000. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 1999. Гуровец Г. В., Гуровец Д. С, Методика реабилитации психомоторных нарушений у умственно отсталых школьников на занятиях ЛФК // Дефектология. 1999. № 1. Дедюхина Г. В. и др. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М.: Гном-Пресс, 199Q. Золотарев Ю. Г. Целительные мудры. СПб.: Диля, 2000. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. ML, 1998. Мастюкова Е. Щ. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. 1987. № 3. Самыличев А. С, Олейник В. М. Физическое воспитание и умственная работоспособность учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1992. № 1. Ульянова Р. К. Коррекция двигательйых нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом // Дефектология. 1988. №4. Уэстрайх Натали Г. Основные методы физической реабилитации больных с двигательными нарушениями. Мн., 1998. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1998. ■2.4. Коррекция познавательных функций Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование. . В,Г. Белинский . В различных аспектах воспитания успех в значительной мере обусловлен проведением целенаправленной работы по коррекции интеллектуального развития. Под интеллектом подразумевают совокупность всех сторон познавательной деятельности. В широком значении интеллект охватывает все психические функции, в узком — только высшие (произвольное внимание, активное запоминание, расчлененное восприятие, мышление, речь).
шпцннннш llllllllllllllllllllllllllllllllll...................... 11ШШШ1Ш1Ш1Ш. .......................... 1ШШШШШиШШ!ШШШШ!Ш1|| iK те чисто обозначают способность пользоваться Н настоящее время..все больше йбольше детей.не только сне-
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (633)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |