История формирования финансов в России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет им. г.в. плеханова» Финансовый факультет финансы и цены (кафедра(ы)
Курсовая работа По дисциплинам :«Финансы» На тему :«Особенности формирования государственных финансов в России». Выполнил Студент группы: 17Д-2217/14 Очной формы обучения Финансового факультета Буй Ву Вьет Ань Научны руководитель: Николаева Татьяна Петровна
Москва 2015 Содержание
Введение. 3 Глава 1. Основы финансов, их история формирования и функци.. 5 1.1. История формирования финансов в России. 5 1.2. Функции финансов. 8 1.3. Финансовая система. 10 Глава 2.Особенности государственных финансов. 13 2.1. Содержание государственных финансов, их структура. 13 2.2. Состав государственных финансов. 18 2.3. Роль финансов в социально–экономическом развитии общества. 23 Заключение. 31 Список использованной литературы.. 33
Введение
Финансовая деятельность государства по управлению финансами – это особый вид деятельности государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач пополнения государственных фондов денежными средствами, справедливого их распределения и законного использования. Актуальность темы состоит в том, что деятельность государства по управлению финансами в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование. Цель работы состоит в изучении основ государственного регулирования финансов в рыночной экономике. Предметом исследования в работе является система государственного регулирования в рыночной экономике. Объект исследования – система государственного регулирования финансов в рыночной экономике Задачами работы являются: – Изучение сущности и роли финансов в экономике; – Сущности государственного регулирования финансов в рыночной экономике; – Определение сущности и концепции финансовой политики государства. Информационной базой для решения этих задач послужили теоретические разработки отечественных авторов в области государственного регулирования, материалы периодической печати. Поставлены в работе цель и задачи обусловили логику изложения материала и структуру курсовой работы, состоящую из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Основы финансов, их история формирования и функци История формирования финансов в России
Описание истории финансов следует начать с термина «финансы», который возник в XIII – XV вв. в городах торговли Италии и сначала характеризовал почти любой денежный платеж. Далее данный термин получил интернациональное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Финансы – это категория историческая, они зарождаются наряду с государством и подвергаются изменениям вместе с ним. Сущность финансов, сфера из воздействия и роль в структуре общественного воспроизводства определяются природой государства и его выполняемыми функциями [2, С.36]. История финансов опирается на определенных исторические предпосылки [12, С.64]: 1. Суть первой предпосылки заключается в следующем: из–за первых буржуазных революций была значительно занижена власть монархов. Хотя и монархические режимы сохранялись, однако главы многих государств, были не в состояние самостоятельно использовать и распоряжаться казной. Последняя в свою очередь стала общегосударственным фондом денежных средств – называемой бюджетом. 2. Следующая предпосылка заключалась, в том, что формирование и использование бюджета стало носить постоянный характер. Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенной структурой и законодательными закреплениями. 3. И наконец, последняя, третья предпосылка – взимание налогов стало проходить в денежной форме. Если раньше государственные доходы формировались в основном за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то уже к концу ХIХ – началу XX века. Доля, денежных налогов занимала около 80–90%всех поступлений бюджета. Только на данной стадии развития государства и денежных отношений, стало доступным в полном объёме распределение только созданного продукта в стоимостном выражении. На протяжении многих веков, вплоть до становления товарно–денежного хозяйства, значительный объём потребительских качеств у государства удовлетворялась за счет взимания различных сборов, которые проходили в натуральной форме. Хоть и деньги находились в обороте, но денежное хозяйство было крайне ограниченным. Следовательно, общегосударственный бюджет был таким же небольшим, и заметная доля направлялось на финансовое обеспечение войско и её подготовку. В силу данного обстоятельства, никакого ощутимого воздействия с точки зрения регулирования на материальное производство бюджет не способен был оказать. Со временем, общество переходит на стабильное формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Этот процесс эволюции привёл к тому, что было построена структурированная система государственных расходов и доходов. Структура и состав бюджета, были закреплены законодательством. Статьи расходов данных бюджетов на протяжении долгого времени обеспечивали преимущественно 4 устойчивых функции государства: военные цели, государственное администрирование, развитие конкретных сфер экономики, расходы на социальные нужды [13, С.61]. Скоро стала трансформироваться и приобретать регулярность, система формирования государственных доходов. На место натуральных сборов приходили денежные налоги. Но финансовая система в тот период, была слабо развитой и состояла всего из одного звена – бюджета. И естественно, финансовые отношения сводились всегда к формированию бюджета и его использованию. Капитально новая стадия развития финансов складывается в капиталистической общественно–экономической формации, характеризующаяся развитием товарно–денежных отношений у общества, и также становлением нового типа государственности. Общественная жизнь стала нуждаться в новых общегосударственных фондов денежных средств. Именно потому и возникли новые виды денежных отношений по поводу их формирования и перераспределение. Товарно–денежные отношения затрагивают все сферы общества, приобретая при этом масштабный характер. В данных условиях финансы выражают экономические отношения по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств, в процессе перераспределения национального дохода и СОП (совокупно общественный продукт) [10, С.90]. После XX века финансовые отношения усложнились, в частности после Второй Мировой Войны. Значительно выросли объёмы государственных бюджетов. Государство стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многих внебюджетных фондов. Большие ресурсы денежных средств помогли государству оказать немалое влияние на все процессы общественного воспроизводства. Финансы проявляются как экономической, так и исторической категорией, при этом возникая и видоизменяясь со временем. В этом процессе можно выделить, два этапа [7, С.75]: 1) Первый из них – неразвитая форма финансов. Характерными чертами являются: непроизводительное использование собранных средств (до 2/3 бюджета расходовалось на военные цели); незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы. Финансовые отношения держали связь непосредственно с формированием и расходование бюджета. 2) Второй же этап развития финансов, наоборот, характеризуется множествами звеньев финансовой системы, высокой степенью регулирования на экономику, огромным разнообразием финансовых отношений. Если в начале XX века в ведущих странах, национальный доход перераспределялся через финансовую систему в размере 9–18%, то в сегодня данная цифра составляет 30–50 и даже 70%. Развитие получали не только государственные финансы. Развиваются и финансы хозяйствующих субъектов (финансы предприятий, организаций и других форм собственности). Акционерные общества стали также влиять на общественный процесс. Такие ценные бумаги как: акции, облигации и кредиты разных банков, а также другие методы прилива средств значительно расширили и разнообразили возможности роста корпораций, а раньше им приходилось развиваться за счет собственных и относительно ограниченных источников. В результате, в ходе длительной эволюции, финансовые отношения разделились на 2 этапа [9, С.89]: - на первом, происходит процесс формирования денежных фондов и аккумулированию в бюджетной системе - на втором уровне, происходит процесс кругооборота денежных фондов хозяйствующих субъектов
Функции финансов
Финансы – это совокупность экономических отношений по поводу распределения, накопления и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т.е. получение доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатство для обеспечения функций и задач государств. Характеризуя сущность финансов, следует выделить главные черты [15, С.45]: - финансы – распределительные отношения - финансы – денежные отношения - деньги и финансовые отношения неравнозначны. Разница в том, что деньги более общая категория, чем финансы. На базе денег существуют множество других экономических категорий, в том числе и финансы. Необходимо отметить специфические признаки: - односторонне движение стоимости - специфические материальные носители (финансовые ресурсы) Признавая финансы совокупностью экономических отношений, следует рассмотреть их функции. В выделение данных функций нет единого мнения, одни авторы выделяют свои классификации, другие иные. К примеру, ряд авторов (А.М.Бабич, В.В.Иванов и Л.Н.Павлова) выделяют регулирующую функцию, стабилизационную, функцию планирования, воспроизводства. Тем не менее подавляющее большинство российских авторов выделяют 2 функции: распределительную и контрольную функцию[7, С.73]. 1) Распределительная функция Распределительную функцию финансов выделяют не только российские авторы, но и большинство западных. Данная функция необходима для распределения вновь созданной экономической стоимости, в соответствие с целями государства. Таким образом, обеспечивается распределение ВВП через финансовую систему. В начале ВВП распределяется на амортизацию, прибыль, заработная плата и отчисления на социальное страхование, косвенные налоги, доходы от собственности. В формировании денежных доходов участвуют также поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью. На следующей стадии, процесс перераспределение затрагивает движение денежных средств между субъектами. Такое перераспределение происходит через: - бюджетную систему, государственные и муниципальные заимствования. - через финансовый рынок – приток средств путём выпуска ценных бумаг, кредитных договоров, поступление дивидендов. В процесс перераспределения вступает часть национального богатства. И на последней стадии собранные накопления используются в потребительских целях. 2) Контрольная функция Суть этой функции довольно проста, она состоит в постоянном контроле за полнотой, достоверностью и оперативностью получения доходов и осуществляющих расходов из бюджетов всех уровней. Данная функция проявляется при любой финансовой операции. И эти операции не должны противоречить действующему законодательству. Контрольная функция осуществляет не только мониторинг процессов, но и их корректировку в соответствие с законом [3, С.125].
Финансовая система
Финансовая система России состоит из нескольких взаимосвязанных органов и институтов. Главной целью экономики является удовлетворение великого множества общественных потребностей. Взаимодействием финансов охвачена вся система страны и сфера социальной деятельности. Общностью этих явлений объясняется существование специальных институтов внутри финансовой структуры. Финансовая система страны представляет собой [5, С.154]: 1. Совокупность различных институтов, каждый из которых участвует в образовании и последующем использовании соответствующих ему денежных фондов. 2. Общность специальных учреждений и органов, которые осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции. Экономика образуется из взаимосвязи различных институтов, которые отвечают за регулирование создания, перераспределения и использования денежных фондов. Таким образом, в экономическую структуру России входят следующие денежные фонды и правовые институты, соответствующие им [8, С.54]: 1. Бюджетная система страны. Она включает в себя бюджеты органов местного самоуправления, субъектов Федерации и непосредственно Федеральный. 2. Фондовый рынок. 3. Государственный кредит. 4. Внебюджетные фонды страны. 5. Финансы хозяйствующих субъектов. 6. Фонды страхования. Основой общегосударственных финансов являются различные бюджеты соответствующих уровней. В эту группу также включаются такие понятия, как государственное кредитование и социальные внебюджетные фонды страны. В регулировке разнообразных экономических операций и распределительных отношений макроуровня главная роль принадлежит именно этому типу финансов, их формирование и распределение централизованы. Данный элемент системы находится в распоряжении у местных органов самоуправления и самого государства. На микроуровне за урегулирование экономических операций отвечают финансовые элементы предприятий, страхования и кредитно–банковской системы. Тем не менее, нельзя считать, что эти звенья экономики связаны только на уровне хозяйствующих субъектов в их широком понимании. Это обусловлено существованием плотной взаимосвязи между всеми составляющими частями финансовой системы. Управление экономикой и финансами государства осуществляется при помощи важнейшего инструмента – многоуровневой структуры. На всех ступенях данной конфигурации решается в масштабах страны ключевая задача: формирование и расходование общего фонда денежных средств. Вся структура включает в себя местный, региональный и Федеральный бюджеты. В условиях современной глобализации хозяйственной деятельности активы каждой страны становятся основой ее экономической безопасности. От их размера и свойств зависит [16, С.88]: – проведение социальных программ; – содержание и функционирование системы обороны; – обеспечение органов управления всех уровней; – развитие наукоемких и стратегически важных отраслей производства; – поддержка экономики и ее субъектов в рамках государства, а также многое другое.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |