Тема. Субъекты управления (здравоохранением)
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием Гродно, 2004 Тищенко Е.М. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием. - Гродно, 2004. – 31 с.
Аннотация. В учебном пособии изложены основные темы дисциплины основы менеджмента, преподаваемой в рамках теории сестринского дела для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием
Рецензент:декан факультета медицинских сестер с высшим образованием, доцент, к. м. н. К.М. Иодковский
Утверждено и издается по решению Центрального научно-методического Совета Гродненского государственного медицинского университета Протокол № от 2004г.
Ответственный за выпуск: первый проректор, доктор медицинских наук, профессор И.Г. Жук.
© Гродненский государственный медицинский университет
СОДЕРЖАНИЕ
Тема. Менеджмент как наука и практика: определение, принципы, методы, законы, история. Особенности менеджмента здравоохранения
Менеджмент – это наука управления. Менеджмент – это умение (научное обоснования умения) добиваться целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других. Менеджмент (П. Друкер) - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Менеджмент – это управление, вид деятельности по руководству людьми в разнообразных организациях. Управление (Файли, Хаус, Керр) – умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные официальные поручения, решают определенные задачи. Менеджер – категория людей, которые занимаются управлением. Менеджер ↔ менеджмент. Руководство – это способ посредством которого организация устанавливает направление деятельности, принимая решение о людях, приоритетах, программах и услугах. Руководитель ставит идею, менеджер обеспечивает ее реализацию Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Бизнесмен – тот кто делает деньги. Администрирование – более общий по смыслу термин, чем менеджмент, который отражает обезличенную систему управления. Менеджер – в отношении конкретного человека. Основные модели управленческого образования: 1. Традиционная (германская) основана на идеи подготовки квалифицированного руководителя. Включает: высшее профессиональное образование; повышение квалификации (характерно для России); 2. Американская основана на формировании профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе диплома об общем высшем образовании (магистр управления); 3. Смешанная (Италия, Франция и др.) История В начале ХХ века первый прорыв управленческой мысли связан с тейлоризмом, положением, что управлять можно научно (перенос идей инженерных наук на управление в низовом производственном звене). Следующий этап, француз Анри Файол (отец менеджмента) – распространение принципов управления в классическом варианте, ориентированном, прежде всего, на построение формально организационных структур и систем. В 1930-е годы менеджмент выделяется в самостоятельную дисциплину, а менеджер – в социальный слой, профессию. На рубеже 1930-х годов, зарождается школа «человеческих отношений» (романтизм в управлении). 1940-1960гг. связаны с продолжением развития теории организаций как социальных систем; использованием психологии, социологии (наук о человеческом поведении) в управлении, что в советской истории не признавалось (государство тоталитаризма, командно-административной системы управления). 1950-1960гг. – развитие количественных методов обоснования решений; использование математики, кибернетики в управлении (способствовало преодолению кризиса между рационализмом и романтизмом в управлении). 1970-е годы – сформулирована идея, что организация – это открытая система, которая приспосабливается к внешней и внутренней средам, и главные причины того, что происходит внутри организации следует искать вне ее («переход от черного к цветному кино»). 1980-е годы – открытие «организационной культуры» (эффективно используется в Японии, открыто в США). Осознание основных инструментов управления: · иерархия, организация: основное средство воздействия – давление на человека с помощью принуждения; · рынок – сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле – продажи продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя; · культура – вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, которые заставляют человека вести так, а не иначе. 1990-е годы, тенденции: - глобализация (менеджмента); - всеобщее распространение стратегического управления (долгосрочные планы, конкурентная среда). Термины «на слуху» – mission (главная задача определяющая само его назначение), vision (образ предприятия в будущем), benchmarking – (целевые ориентиры деятельности, неуступающие показателям передовых фирм). · осознание значения материальной, технологической базы, повышение роли производительности, качества (реинжиниринг) Наука об управлении (Англия, вторая мировая война, оптимальное размещение сооружений гражданской обороны, огневых позиций и пр.) – цель: обеспечить руководителей организации научной базой для разрешения проблем, связанных со взаимодействием компонентов организации в интересах последней, как целого. Синонимы: наука управления, наука о принятии решений, системный анализ, наука о системах. Особенности науки упрвления: 1. научный метод (наблюдние – информация; формулирование гипотезы; верификация – подтверждение); 2. системная ориентация (организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязных частей); 3. использование моделей (разработка моделей, позволяющих принимать объект решения). Принципы управления (впервые Г. Эмерсон, 1912; А. Файол – их неограниченное число) – основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Современное представление: общие и частные
Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей (methodos, греч. – достижение цели). Характеристика методов управления включает: · направленость · содержание · организационную форму Виды методов управления: 1. Организационно-административные. Их формы: - обязательное предписание (приказ и т.п.) - согласительные (консультация, компромисс) - рекомендации (предписания, предложения и др.) Воздействие связано с типами подчинения: - вынужденное (нажим сверху) - пассивное - осознанное 2. Экономические. Их формы: премирование, новые формы оплаты труда и др. 3. Социально-психологические (15% успех руководителя зависит от его знаний, 85% - от умения работать с людьми). Их формы: моральные поощрения, формирование общественного мнения и др.) Следует развивать: самоуправление + демократизация Законы и закономерности менеджмента – это объективно существующие, постоянные, повторяющиеся причинно-следственные связи … Общие законы: Закон специализации управления Закон интеграции управления Закон экономии времени
Менеджмент в здравоохранении – это наука управления, регулирования и контроля финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами медицины. Цель менеджмента – улучшение общественного здоровья. Задача менеджмента –наиболее эффективное достижение цели путем повышения качества лечебно-профилактических мероприятий и реционального использования ресурсов здравоохранения. Особенности менеджмента в здравоохранении: - сложность, - социальная значимость результатов, - трудность применения количественных показателей для оценки, - особенность финансирования, - особенность кадров (различные профессиональные группы, специализация), - особенности объектов управления, - особенности внешних факторов.
Тема. Субъекты управления (здравоохранением) В управлении присутствуют: 1. субъект управления, 2. объект управления, 3. среда. Субъект управления (это руководитель). В здравоохранении: - специалисты по общественному здоровью и здравоохранению, имеющие специальность ОЗЗ, квалификационную категорию, - органы здравоохранения (двойная подчиненность; МЗ; управление охраной здоровья населения области, города, управление ТМО, управление ЛПУ). Выделяют уровни управления: 1. Стратегический (институционный). Управление высшего звена – это главный врач. 2. Тактический (управленческий). Управление среднего звена – это заместители главного врача. 3. Оперативный (технический). Управление низового звена – это начальники подразделений, не имеющие в подчинении других руководителей (зав. отделениями, старшие медицинские сестры). В широком смысле «рядовой врач, медсестра» тоже руководители, ибо осуществляют управление больным. Содержание работы руководителей независимо от уровня имеет характерность это: - некоторые авторы называют кратковременность, разнообразие, фрагментарность. - важной характерной общей чертой управленческой работы являются (по данным Минцберг) роли. Роли – это набор поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной деятельности. Личность руководителя влияет на характер и содержание ролей. Управление – это есть исполнение ролей. Группы ролей (общее количество 10) – межличностные, информационные, роли связанные с принятием решений. Роли взаимозависимы и взаимообусловлены. - Управление (П. Друкер) – это процесс реализации функций. Лидерство – процесс с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы. Руководитель – человек одновременно является лидером и эффективно управляет подчиненными. Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Власть – это возможность влиять на поведение других, реальная способность действовать (Эктон, английский лорд Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно). Виды власти: официальная (официальные должности); неофициальная (без официальных полномочий). Власть определяется должностью. Личность может увеличивать и уменьшать проявление власти и степени ответственности. «Совпадение личности и должности» создает нормальную рабочую обстановку. Формы власти: 1. Власть, основанная на принуждении, 2. Власть, основанная на вознаграждении, 3. Власть, основанная на примере (эталонная или с помощью харизмы). Харизма – это совокупность личных качеств и способностей лидера. Характеристики харизматических личностей: - обмен энергией, - внушительная внешность, - независимость характера, - хорошие риторические способности, - восприятие восхищения своей личностью, - достойная и уверенная манера держаться. 4. Власть эксперта (влияние через разумную веру), 5. Власть, основанная на традиции (традиционная, законодательная власть), 6. Власть путем убеждения (управление – это эффективная передача своей точки зрения), 7. Власть через участие (привлечение) исполнителей в управление, Стиль управления – это индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности. Выделяют три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: - поведенческий, - ситуационный, - подход с позиции личных качеств. Поведенческий подход - эффективность определяется не личными качествами руководителя, а манерой поведения по отношению к подчиненным. Авторитарный стиль характерно призвание роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений. Либеральный (формальный, анархический, попустительствующий): руководитель в стороне от коллектива, минимальное вмешательство, низкий уровень требований, инициатива не подавляется и не поощряется. Демократический: децентрализация управления, коллегиальное принятие решения, высокая тактичность общения, доброжелательность, выдержка, поддержка. Динамический (оптимальный): четкая позиция, творческий подход, научная обоснованность, гибкость, деловитость, непримиримость к недостаткам, внимательное отношение к людям, опора на массы, отсутствие субъективизма и формализма.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2494)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |