Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Волгоградский филиал
Кафедра философии и социологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине
Социология
Направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»
Разработчики: Полтавская Мария Борисовна, к. социол.. н.,
доцент кафедры философии и социологии ВФ РАНХиГС ,
Дроздова Ю.А., к. социол. н., доцент кафедры философии и социологии
ВФ РАНХиГС
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
|
Протокол №1 от «31» августа 2015 г.
|
|
Зав. кафедрой _______________Кузеванова А.Л.
|
(подпись заведующего кафедрой)
|
Волгоград 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА
| № СТР.
|
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
|
|
1.1.
| Пояснительная записка
|
|
1.2.
| Тематический план учебной дисциплины
|
|
1.3.
| Содержание учебной дисциплины
|
|
1.4.
| Организация самостоятельной работы
|
|
1.5.
| Список литературы
|
|
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
|
|
2.1.
| Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
|
|
2.2.
| Пожелания к изучению отдельных тем курса
|
|
2.3.
| Рекомендации по работе с литературой
|
|
2.4.
| Разъяснения по работе с тестовой системой курса
|
|
2.5.
| Советы по подготовке к экзамену (зачету)
|
|
Раздел 3. Учебно-методические материалы лекционного курса
|
|
Раздел 4. Материалы практических заданий по темам
|
|
Раздел 5. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля
|
|
Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)
|
|
РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка
Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи)
| Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин.
Являясь дисциплиной, дающей знания о функционировании и развитии
общества в целом, социальных систем, социальных отношений, социальных общностей, социология занимает важное место в основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»
Дисциплина «Социология» принадлежит к гуманитарному, социальному и экономическому циклу и имеет междисциплинарные связи со следующими курсами: «Философия», «Политология», «История экономических учений», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Управление общественными отношениями», «Социология управления» и др.
|
Соответствие учебной программы требованиям ГОС (ФГОС)
| Данная программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения
|
Цель и задачи учебной дисциплины
| Целью дисциплины «Социология» является формирование у студентов целостного научно-обоснованного представления о социальных явлениях и процессах, ознакомление с основными принципами социологического анализа социальных проблем.
В ходе ее достижения решаются задачи:
- Сформировать у студентов содержательное представление об объекте, предмете социологической науки, о методологических основах социологии, структуре социологического знания, социальных функциях социологии в современном обществе.
- Показать многообразие научных социологических направлений, школ и концепций.
- Сформировать у студентов понимание сущности и роли социологии в современном мире и ознакомить с последними достижениями мировой и отечественной социологической науки.
- Дать представление об обществе как социальной реальности и целостной социокультурной системе;
- Раскрыть сущность социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений.
- Сформировать представление о личности как о системном качестве индивида, раскрыть содержание процесса социализации личности;
- Показать многообразие социальных групп и общностей, раскрыть механизмы социального контроля и социальной регуляции поведения людей;
- Сформировать установку на практическое применение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности.
|
Требования к результатам обучения
| В результате изучения социологии студент должен:
Знать:
- место и функции социологии в системе гуманитарного знания;
- специфику социологического подхода к личности, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, виды и закономерности социальных процессов;
- типологию основных источников возникновения социальных общностей, массовых социально-политических движений, типов и структур организаций.
Уметь:
- организовать и провести микросоциологические исследования в целях оптимизации внутриколлективных отношений и повышения активности работы группы, организации;
- адаптироваться в различных группах, организациях и коллективах;
Владеть навыками:
- сбора и методами анализа социальных процессов;
- применения в профессиональной деятельности приемов разрешения и предотвращения социальных конфликтов, совершенствования коммуникативных способностей;
- самообразования и работы с научной литературой социологической направленности.
По окончанию изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:[1]
знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);
знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4).
|
Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность.
| Учебная дисциплина «Социология» общим объемом 108 часов изучается в течение 1-го семестра.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в 1-ом семестре.
|
1.2 Тематический план учебной дисциплины «Социология» (108 час.)
на 2015 – 2016 уч. год.
Наименование тем
| Количество часов
|
Лек
| Лаб
| Пр
| СРС
| Всего
|
Очная форма обучения
|
1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания
|
| -
|
|
|
|
2. История развития социологии
|
| -
|
|
|
|
3. Общество: понятие и типология обществ.
|
| -
|
|
|
|
4. Человек в социокультурной системе.
|
| -
|
|
|
|
5. Социальные группы и общности.
|
| -
|
|
|
|
6. Культура как фактор социальных изменений
|
| -
|
|
|
|
7. Социальный контроль и девиация
|
| -
| -
|
|
|
8. Программа прикладного социологического исследования
|
| -
|
|
|
|
9. Методы сбора, обработки и анализа социологической информации
|
| -
|
|
|
|
Экзамен
| -
| -
| -
| | |
Итого по курсу:
|
| -
|
|
|
(3 ЗЕ)
|
Заочная форма обучения
|
1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания
|
| -
| -
|
|
|
2. История развития социологии
|
| -
| -
|
|
|
3. Общество: понятие и типология обществ.
|
| -
| -
|
|
|
4. Человек в социокультурной системе.
| -
| -
|
|
|
|
5. Социальные группы и общности.
| -
| -
|
|
|
|
6. Культура как фактор социальных изменений
| -
| -
| -
|
|
|
7. Социальный контроль и девиация
| -
| -
| -
|
|
|
8. Программа прикладного социологического исследования
| -
| -
| -
|
|
|
9. Методы сбора, обработки и анализа социологической информации
| -
| -
|
|
|
|
Экзамен
| | | | | |
Итого
|
| -
|
|
|
(3 ЗЕ)
|
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания
Общество как объект изучения социологии. Социология в системе социально-гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и другие социальные науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.). Связь социологии с естественнонаучными дисциплинами.
Определение социологии, её объекта, предмета и метода. Современные представления об объекте и предмете социологии. Структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Законы и функции социологии.
Понятие социального. Место социологии в системе гуманитарных наук. Изменение предмета и методов социологии в ходе развития гуманитарного знания. Понятие парадигмы в социологическом знании. Социологические за коны и категории.
Структура социологии, ее основные стороны.Уровни социологического знания: общетеоретическая социология; специальные (частные) социологические теории; конкретные социологические исследования. Понятие эмпирической социологии. Проблема теоретического и эмпирического исследования социального факта.
Функции социологии: гносеологическая, мировоззренческая, методологическая, практическая, и др. Социология и другие социально-гуманитарные дисциплины.