Если, варьируя величину признака Г, мы неизменно получаем изменения только одного признака Е, то Г можно рассматривать в качестве наиболее вероятной причины Е
3. Метод единственного сходства. А, Б, В, Г Д, Е И, К, Л, Г М, Е Н, О, З, Г П, Е С, Т, У, Г Ф, Е Если при разнообразных вариациях признаков неизменным остается единственное сходство (в данном случае: Г – Е), то составляющие его переменные рассматриваются как причина (Г) и следствие (Е). Помимо общих логических схем, следование которым в организации и проведении эксперимента помогает выявлению причинно-следственных связей, этой же цели могут служить планы экспериментов. Таких основных планов имеется два: 1. Эксперимент, организованный по плану типа «только после». В этом случае в качестве альтернативной остается и требует специального опровержения гипотеза о том, что изначально экспериментальная и контрольные группы не были одинаковыми, что и вызвало зафиксированные между ними различия по окончанию эксперимента. 2. Эксперимент, организованный по плану типа «до и после». Анализ результатов эксперимента и Применение статистических методов и средств формализации В психолого-педагогическом исследовании Если данные, полученные в эксперименте, качественного характера, то правильность делаемых на их основе выводов полностью зависит от интуиции, эрудиции и профессионализма исследователя, а также от логики его рассуждений. Если же эти данные количественного типа, то сначала проводят первичную, а затем вторичную статистическую обработку. Первичная статистическая обработка заключается в определении необхо-димого числа элементарных математических статистик: · выборочное среднее значение; · дисперсия; · квадратическое отклонение; · медиана; · мода. Вторичная статистическая обработка (сравнение средних, дисперсий, распределений данных, регрессивный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ и др.) проводится в том случае, если для решения задач или доказательства предложенных гипотез необходимо определить статистические закономерности, скрытые в первичных экспериментальных данных (подробнее эти характеристики рассматриваются в учебных пособиях: 1. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995. 2. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004). Результат психолого-педагогического исследования имеет вероятностный характер, следовательно, необходимо доказывать статистическую достоверность (значимость) полученных результатов. По Д. Кэмпбеллу существуют следующие факторы, угрожающие валидности эксперимента: · Фактор фона – неконтролируемые события между начальным и контрольным измерениями. · Фактор естественного развития. · Эффект тестирования – влияние выполнения заданий первоначального тестирования на результаты следующего. · Инструментальная погрешность, связанная с неточностью измерительного инструмента. · Статистическая регрессия. Имеет место, когда группы отбираются на основе крайних показателей и оценок. Известно, что точность измерений на крайних участках шкалы снижается. · Фактор отбора испытуемых – неэквивалентность групп составу. · Отсев в ходе эксперимента. Можно выделить и неэкспериментальные влияния, которые могут привести к искажению результатов: · Эффект плацебо, механизм которого основан на самовнушении и внушении. · Эффект Хоторна. Стимулируются осознанные или непроизвольные попытки соответствовать ожиданиям исследователя. · Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя) – субъективные влияния исследователя, заинтересованного в том или ином результате. · Эффект аудитории – изменение поведения испытуемых под влиянием экспериментатора, публики. · Эффект первичности – зависимость оценки, суждения от первого впечатления. Предусмотреть действие всех случайных факторов в психолого-педагогическом исследовании очень сложно. Но их минимизация возможна при использовании экспериментальных планов с контрольными группами.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (755)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |