Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг обслуживающих производств и хозяйств
Учет затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг обслуживающих производств и хозяйств является важнейшим инструментом управления организацией. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к уровню рентабельности. Организации, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влиянии на финансовые результаты, а также на величину затрат. Обслуживающими считают производства и хозяйства, деятельность которых не связана с выпуском продукции, оказанием услуг, осуществляемыми предприятиями в порядке их основной деятельности. К таким производствам относятся жилищно-коммунальные хозяйства, мастерские бытового обслуживания, подсобные хозяйства, столовые, детские сады и ясли, дома отдыха и другие учреждения культурно-бытового назначения, которые состоят на балансе предприятия. В практике управления затратами существует следующая классификация затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах: - по экономической роли в процессе производства затраты подразделяются на основные и накладные. Основные затраты связаны непосредственно с процессом производства, а накладные – с предприятием, управлением, технологической подготовкой производства и его обслуживанием; - в зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость затраты подразделяются на расходы текущего периода, расходы будущих периодов и предстоящие расходы. Под расходами текущего периода понимаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции в данный период. К расходам будущих периодов относятся затраты, которые возникли в данном периоде, но подлежат погашению в следующих отчетных периодах, например освоение новых производств, зарезервированные расходы на оплату отпусков. - по составу (однородности) затраты подразделяются на одноэлементные (простые) и комплексные (сложные). Одноэлементные (простые) затраты однородны по своему экономическому содержанию, комплексные (сложные) состоят из нескольких экономических элементов; - по способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством отдельных видов продукции и относятся непосредственно на эту продукцию по прямому признаку. Косвенные затраты связаны с производством продукции нескольких видов и распределяются между ними пропорционально; - по отношению к объему производства затраты подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные – участок, цех, производство. Условно-постоянные затраты – это затраты, абсолютная величина которых при измерении объема производства изменяется незначительно (общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы). Условно-переменные затраты изменяются прямо пропорционально росту объема производства; - по периодичности возникновения затраты подразделяются на текущие и единовременные. Текущие затраты – это расходы, имеющие частую периодичность возникновения (расход сырья и материалов). Единовременные затраты – это затраты на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, запуск нового производства; - по эффективности или степени целесообразности затраты подразделяются на производительные и непроизводительные. Производительные затраты – это затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства. Непроизводительные затраты являются следствием недостатков в технологии и организации производства; - по участию в процессе производства затраты подразделяются на производственные и коммерческие; - с точки зрения отдельного предприятия затраты подразделяются на индивидуальные и общественные. Индивидуальные затраты представляют собой затраты конкретного хозяйствующего субъекта, общественные – затраты на производство определенного объема какой-то продукции с точки зрения всей национальной экономики . Таким образом, прибыль в условиях рыночной экономики является основной целью деятельности организации, поэтому по мере возникновения и развития в экономике страны конкуренции, демонополизации, свободной системы ценообразования будет возрастать роль себестоимости как важнейшего фактора, влияющего на рост массы прибыли.
Учет затрат обслуживающих производств и хозяйств ведется на активном, калькуляционном счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Счет имеет 7 субсчетов: 1 — «Жилищно-коммунальное хозяйство»; 2 — «Мастерские бытового обслуживания»; 3 — «Предприятия общественного питания»; 4 — «Лагеря труда и отдыха»; 5 — «Детские дошкольные учреждения»; 6 — «Учреждения культурно-бытового назначения»; 7— «Прочие производства и хозяйства». На дебете счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» отражают затраты, произведенные по производствам и хозяйствам, а по кредиту фактическую себестоимость работ и услуг. Учет затрат по обслуживающим производствам и хозяйствам ведут по каждому хозяйству отдельно. Доходы, полученные в виде выручки, отражают по кредиту счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и дебету счета 50 «Касса». Основными задачами учета затрат на производство являются: · учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг; · учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов; · контроль над соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению; · учет калькулирования себестоимости продукции; · выявление результатов деятельности структурных подразделений; · выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Себестоимость продукции, представляя собой затраты организации на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости – основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. Задачами анализа себестоимости продукции являются: · оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат; · установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости; · определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величина и причины отклонений фактических затрат от плановых; · анализ себестоимости отдельных видов продукции; · выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции. Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому в организациях. Анализ себестоимости продукции подразделений организации дает возможность оценить результаты их работы за отчетный период. Таким образом, рассмотрев экономическое содержание затрат а производство и их влияние на экономику, можно сделать вывод о целесообразности содержания вспомогательных производств по сравнению с приобретением выпускаемых ими полуфабрикатов, выполняемых работ и услуг у сторонних организаций.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1379)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |