Принцип функционального соответствия
Кафедра «Эргономика и информационно- Измерительные системы»
Курсовая работа По дисциплине: «Эргономика в проектировании систем отображения информации в человеко-компьютерном взаимодействии» По теме: «Правила цветового кодирования при создании СОИ »
Студент: Ковалев И.С Группа: 3ЭРГ-5ДС-166 Преподаватель: Журавлева О.А
Москва 2012 Начиная с XVII в., после открытия Ньютоном спектра солнечного света, цвет и свет становятся предметом научного изучения. Теория Ньютона противоречила представлениям и взглядам того времени. Одним из самых непримиримых ее противников был И.В. Гёте, который все явления, связанные с цветом, рассматривал лишь с позиций физиологического и психологического воздействия цвета на человека. Возражения Гёте были ошибочны, однако его труды по теории цветов представляют некоторый интерес, главным образом в области психологии зрения. В частности, Гёте первый свел в четкую систему воздействие различных цветовых ощущений на психику человека, правильно полагая, что свет, цвет и эмоция есть звенья одной цепи. Он ввел понятие «цветового круга» (таблица 1) , который строится по вершинам равностороннего треугольника. Вершина, направленная вверх, указывает на желтый цвет, левая нижняя -на красный, правая нижняя - на синий. Если в этот круг вписать другой равносторонний треугольник, с вершиной, направленной вниз, то вершинам такого треугольника будут соответствовать тройка цветов, являющихся дополнительными к первой тройке. Это фиолетовый, зеленый и оранжевый. Различные участки спектра по-разному воздействуют на человека и производят разные эмоциональные эффекты. Так, цветовые тона из низкочастотной области спектра - красный, оранжевый, желтый - воспринимаются как теплые, более высокочастотные - зеленый, синий, фиолетовый - как холодные. Гёте подметил важную закономерность: глаз человека отдыхает, если в поле зрения после длительного восприятия какого-либо одного цвета попадает дополнительный цвет. Это равновесие он назвал гармоничным. Интересно, что Гёте, рассматривая один и тот же пейзаж через разноцветные стекла, испытывал различные впечатления: желтое стекло - радости и тепла, красное - создавалось впечатление грубого насилия, синее - ощущение грусти, печали и уныния, фиолетовое - чувство невыносимой тоски, оранжевое - ощущение радости, пурпурное - ужаса, зеленое - покоя.
Принято различать цвета хроматические и ахроматические. Ахроматические - относятся так называемые нейтральные цвета - белый, черный и серый. Среди хроматических цветов есть четыре базовых цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Смешивая эти цвета в определенных пропорциях, можно получить практически все существующие в природе цветовые тона. Очень важно понимать разницу между цветовым тоном, светлотой и насыщенностью цвета. Цветовой тон отличает один хроматический цвет от другого, он определяется длиной волны источника излучения. Под светлотой цветаобычно понимают его яркость. Насыщенностьхарактеризует чистоту тона и наличие примеси серого. Многочисленные исследования, проведенные с целью определения наиболее комфортных сочетаний цветов при выводе данных на экран дисплея, позволили выявить ряд закономерностей, связанных с особенностями восприятия человеком зрительной информации. Правильный подбор комбинации цветов на экране называют цветовой гармонией. Различают аналоговую, дополняющую и составную гармонии. Аналоговая гармония -это комбинация цветовых тонов, которые являются соседними в цветовом круге. В зависимости от стороны цветового круга она передает ощущение тепла или холода. Наиболее полными являются аналоговые гармонии, построенные на таких цветах, как оранжевый, фиолетовый и желто-зеленый. Дополняющая гармония разделяется на прямую и разделяющую. Прямая гармония - это совокупность цветов, которые прямо противостоят друг другу в цветовом круге. Например, красно-зеленая гамма - это прямая гармония. Она обычно создает впечатление сильного удара, импульса. Составная гармония формируется комбинацией цветов, которые расположены в вершинах треугольника, вписанного в цветовой круг. Составная гармония называется также троичной гармонией. Типичный пример красно-желто-синяя комбинация цветов. Одним из основных параметров для оценки качества отображения является четкость восприятия цветовых образов. Вплоть до последнего времени считалось, что белый фон является малоэффективным по сравнению с другими цветами. Однако с появлением высококачественных дисплеев, имеющих высокое разрешение, выяснилось, что работоспособность оператора, считывающего черные буквы на белом фоне, на треть выше, чем у работающего на стандартном цветном мониторе. (В таблицах 2-4 приведены данные по качеству восприятия цветовых образов (символов или графических изображений) при выводе их на ахроматичном и цветном фоне). Опыт практического использования цветных дисплеев в информационных системах и автоматизированных рабочих местах различного назначения показал, что существуют комбинации цветов, применение которых часто приводит к нежелательным эффектам - быстрой утомляемости пользователя, неверной интерпретации отображаемых данных при работе с системой. (В таблице 2)приведены данные о том, какие ощущения у человека вызывают различные цвета и как они ассоциируются с понятиями «пространство», «температура», «эмоция». При выборе цвета для отображения информации рекомендуется руководствоваться следующими принципами: Принцип функционального соответствия
(таблица 3) Наиболее активными в плане привлечения внимания являются красный и синий цвета, далее желтый, зеленый и белый. Поэтому красный и синий рекомендуется использовать для кодирования наиболее важных объектов. Синий цвет, в силу его тенденции к светимости и размытости границ, малопригоден для окраски мелких графических элементов, требующих предельной четкости изображения. Его чаще применяют в качестве акцентирующей подложки под выделяемые графические элементы. Там, где требуется хорошая видимость деталей изображения, безошибочная и быстрая их идентификация, применяют желто-зеленые, желтые и оранжевые цвета как обеспечивающие наиболее четкую фокусировку изображения на сетчатку глаза.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |