Лекция 24 ИТ в управлении
1. Экспертные системы
Экспертная система–система искусственного интеллекта,включающая ба-зу знаний с набором правил и механизмом вывода, позволяющим на основа-нии правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия.
Экспертные системы, применяемые в управлении, базируются на эвристиче-ских, эмпирических знаниях, оценках, полученных от экспертов . Они спо-собны анализировать данные о ситуации, требующей решения, объяснить пользователю свои действия и показать знания, лежащие в основе принятия решений.
Экспертные системы основаны на формализованном способе представления знаний эксперта – специалиста в исследуемой предметной области. Их успех во многом определялся тем, насколько компетентны эксперты, насколько они способны передать свой опыт специалистам по представлению и записи зна-ний в базу, чётко ли очерчена решаемая проблема, достаточен ли получен-ный объём знаний для подсказки решения. В процессе разработки эксперт-ных систем специалисты по представлению знаний (программисты ) в инте-рактивном режиме совместно с экспертом записывали знания в базу зна-ний . Эксперт передавал свой опыт словами (вербально) в терминах предмет-ной области, в виде либо некоторых общих высказываний и правил, либо описания конкретных примеров, образцов решений и действий в конкретных различных ситуациях.
2. Технологии интеллектуального анализа данных
Технологии интеллектуального анализа данных обеспечивают формирование аналитических данных путём очищения данных реляционных баз предпри-ятия. Для этого используются статистические методы, нейронные сети, гене-тические алгоритмы, построение деревьев решений и т. д.
Появлению аналитических систем способствовало осознание руководящим звеном предприятий того, что в базах данных содержится не только инфор-мация, но и знания (скрытые закономерности). Последние позволяют охарак-теризовать процесс управления предприятием и дать интеллектуальную ин-формацию для более эффективного принятия решений. Можно выделить следующие технологии интеллектуального анализа данных:
• Оперативный анализ данных посредством OLAP-систем.
• Поиск и интеллектуальный выбор данных посредством Data Mining.
• Деловые интеллектуальные технологии получения аналитических данных
BIS. • Интеллектуальный анализ текстовой информации.
3. Системы поддержки принятия решений
Системы поддержки принятия решений(СППР) –это интерак-
тивные компьютерные информационные системы , разработанные для помощи в принятии решений менеджерами разных уровней управления.
СППР включают данные , знания и модели, помогающие выработать решения особенно в случаях плохо формализованных задач. Необходи-мые для этого данные извлекаются из систем диалоговой обработки за-просов или из баз данных и знаний. Модели могут быть как очень сложными, так и весьма простыми типа «доходы – прибыль – убытки», а также комплексными типа оптимизационной модели для расчёта за-грузки определённого объекта. СППР требуют наличия трёх основных компонентов управления:
• модели управления;
• системы управления информацией;
• системы управления диалогом с пользователем (пользова-тельского интерфейса).
Пользователь взаимодействует с СППР через пользовательский ин-терфейс, выбирая частную модель управления и набор данных, которые требуется использовать. Через тот же пользовательский интерфейс СППР предоставляет варианты решений. Модель управления варьиру-ется от относительно простой до сложной комплексной модели, осно-ванной на математическом программировании.
СППР помогают в принятии решений, объединяя данные, сложные ана-литические модели и удобное пользователю программное обеспечение в единую систему. Эти компоненты используются постоянно, находясь под управлением пользователя от начала до конца реализации задачи.
Основная концепция СППР – дать пользователям инструментальные средства, необходимые для анализа важных блоков данных, используя легкоуправляемые модели. Они разработаны, чтобы предоставлять возможности,а не просто отвечать на информационные потребности.
Список литературы
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (747)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |