Особенности античной философии и культуры. Первые философские школы античности
Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности. Отличительными чертами философской мысли являлись онтологизм и космологизм. Онтологизм состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства бытия как такового, а также в формировании системы категорий как логических средств познания бытия: "субстанция", "единое-многое", "бытие-небытие" и др. Космологизм, выражавший устойчивую тенденцию к демифологизации мира, состоял в создании ряда альтернативных моделей Космоса как структурно-организованного и упорядоченного целого. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: - милетская школа: - школа пифагорейцев; - школа Гераклита Эфесского; - элейская школа; - атомысты.
1. Характерными чертами досократических философских школ являлись: - ярко выраженный космоцентризм; - повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; - поиск первоначала, породившего все сущее; - гилозоизм (одушевление неживой природы); - доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
2. Милетская школа («физики») Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: - выступали с материалистических позиций; - занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными; - пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»); - искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: - первоначально всего сущего считал воду («архэ»); - представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; - считал, что неживая природа, все вещи имеют душу; - допускал наличие множества богов; - считал центром вселенной Землю; - точно определил продолжительность года – 365 дней; - сделал ряд математических открытий.
3. Гераклит Эфесский. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): - первоначалом всего сущего считал огонь; - вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики; - считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении; - был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; - признавал относительность окружающего мира; - всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; - выступал за материальность человеческой и мировой души; - был сторонником чувственного познания окружающей действительности; - движущей силой всех процессов считал борьбу.
4. Пифагорейцы. Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика: - всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа; - выступали за познание мира через число; - считали единицу мельчайшей частицей всего; - пытались выделить противоположности, которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, мужское – женское и др.).
5. Элеаты. Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея. Они: - изучали проблемы познания; - жестоко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое; - были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала; - считали все сущее материальным выражением идей.
6. Атомисты. Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) началом всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: - весь материальный мир состоит из атомов; - атом – мельчайшая частица, начало всего сущего; - атом неделим; - атомы имеют различную величину, различную форму; - между атомами существует пространство, заполненное пустотой; - атомы находятся в вечном движении; - существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; - атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.
Классическая греческая философия Сократ, Платон и Аристотель. Платон (427-347 до н.э.) Охватывает широкий круг вопросов. Ведущей темой как и у Сократа остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования - человек, общество и гос.. Этика - условие возможности справедливого общества. Этическое учение основывается на определенном понимании сущности человека, в котором он разделяет бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа подобно идеи едина и неделима, тело же делимо и состоит из частей. Сущность души не только в ее единстве, но и в ее самодвижении. По Платону человеческая душа состоит из двух частей: высшей – разумной, и низшей – чувственной. Разумная душа стремится к благу, телесное начало рассматривается как само по себе злое, отрицательное. После смерти душа отделяется от тела и далее либо вселяется в какое-либо тело человека или животного в зависимости от того, насколько добродетельную жизнь она вела, либо, в идеальном случае, остается в царстве идей. Платон делит людей на три типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная (мудрецы, философы, стремятся созерцать красоту и порядок идей, приверженцы правды и справедливости, умеренны в чувственных наслаждениях, их роль – правители в идеальном гос-ве), аффективная или эмоциональная (человек отличается храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу, это воины), вожделеющая или чувственная (сильно привержены к физическому миру, это сословие крестьян и ремесленников, их роль обеспечивать материальную сторону жизни). Кроме того есть общая добродетель, которую Платон ценит очень высоко – это мера.
Аристотель Аристотель увидел опасность абсолютизации роли гос-ва в учении Платона, так как жесткий принцип подчинения индивидуального общему в реальных условиях нередко выливается в страшную тиранию. Однако Аристотель считал целью государства достижение добродетели и счастья. Венчает все добродетели - справедливость. Человека Аристотель определяет как общественное животное, наделенное разумом, предназначенное для жизни сообща. Аристотель вносит коррективы в учение Платона о душе. Считая душу началом жизни он дает типологию различных уровней души: растительная (низшая, ведает функциями питания, роста и размножения), животная (ощущение и возможность желания), разумная (рассуждение и мышление). У Аристотеля нет характерного для Платона представления о низшем телесном начале как источнике зла. Разум по Аристотелю не зависит от тела и способен к постижению вечного бытия и является высшей формой совершенно свободной от материи. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, к-рый един и вечен.
Сократ (469-399 до н.э.) Основной вопрос философии – что такое человек, что такое человеческое сознание. Сократ пытался обнаружить не только субъективное содержание сознания, но и объективное и доказать, что последнее является судьей над первым. Объективное содержание сознания есть разум, который способен дать не только индивидуальное мнение, а всеобщее объективное знание, которое человек может получить только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Считал, что истина рождается в диалоге. В этике Сократ отождествляет добродетель со знанием. Безнравственный поступок Сократ считал плодом незнания истины. Нет человека, который зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Философия по Сократу - учение о том, как следует жить. Сократ выступает против эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания - познание самого себя (самопознание). Познание природы невозможно, возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души. Должна сущ.единая общая и высшая цель, которая подчиняет все частные цели и которая есть безусловное высшее благо.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2479)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |