Физиологические и биохимические основы утомления
На тему: Утомление у юных футболистов 5-6 лет.
Выполнил: Студент 3 курса,34 группы Педагогического факультета Калинин Андрей Юрьевич Проверено: Оценка: Защитил:
Санкт-Петербург 2011 г. Содержание
Введение 3 Глава I Обзор литературы 4 1.1 Физиологические основы утомления у детей 5 – 6 лет 4 1.2 Физиологические особенности детей дошкольного возраста 9 1.3. Частота сердечных сокращений у детей 5 – 6 лет . 15 1.4. Время реакции у детей дошкольного возраста 17 Глава II Организация исследования 19 Глава III. Результаты исследований 22 Глава IV Обсуждение результатов 26 Выводы 27 Список литературы 28
ВВЕДЕНИЕ Дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении. Поэтому утомление является важнейшей проблемой физиологии спорта и одним из наиболее актуальных вопросов медико – биологической оценки физической деятельности детей. Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работоспособность детей и должно учитываться при разработке мероприятий, направленных на сохранение здоровья и развитие физических качеств.
ГЛАВА I. ОБЗОР ОБЩЕЙ И СПОРТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Физиологические и биохимические основы утомления Проблема утомления считается актуальной общебиологической проблемой, представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение для деятельности человека в труде и спорте . С физиологической точки зрения утомление –является функциональным состоянием организма, вызванным умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости (Солодков А.С., 1978). В ЦНС происходят изменения, выражающиеся в запредельном торможении в корковых нервных центрах и торможении на уровне двигательных центров спинного мозга, а также в работающих мышцах, в следствии чего проявляется ухудшение сократительных свойств мышечных волокон и нервно-мышечной передачи. Как показали исследования последних десятилетий, структуру той или иной мышцы составляют различные по функциональным особенностям и организации деятельности двигательные единицы (ДЕ), которые, как и мышечные волокна, имеют свои функциональные отличия. ДЕ деляться исходя из сочетания двух свойств - скорости сокращения и устойчивости к утомлению. Выдвинуто 4 типа ДЕ (табл. 1). Таблица №1. Типы двигательных единиц
Есть мнение (Шапков Ю.Т., 1983), что у человека наиболее надёжно различаются лишь ДЕ, относящиеся к двум крайним типам - медленные, устойчивые к утомлению (S) и быстрые, быстро утомляемые (FF).
Существуют многочисленные попытки классифицировать утомление. Так, различают четыре основных вида утомления (табл. 2). Таблица №2. Классификация видов утомления (Волков В.М., 1977)
В. Н. Волков (1973) составил классификацию клинических проявлений утомления (табл. 3).
Таблица №3. Классификация проявлений утомлений
Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением постоянства внутренней среды организма. В то же время повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма. Утомление у детей дошкольного и младшего школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых, вследствие ряда особенностей деятельности центральной нервной системы. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего. При этом падает внимание, появляется двигательное беспокойство, сменяющееся резким понижением активности в результате развития охранительного торможения и понижения возбудимости корковых клеток. Феноменологическая картина утомления у детей и роль отдельных факторов в его развитии столь же разнообразны, как и у взрослых. Однако течение восстановительных процессов, быстрота развития утомления у детей имеют существенные отличия от взрослых. В занятиях с детьми следует исключать однообразную, монотонную работу, чередовать различные виды работы, облегчающие восстановление по механизму активного отдыха. Учитывая, что работоспособность детей падает от первого к последнему уроку, от понедельника к субботе, в режиме дня школьника необходимо предусмотреть и соответствующие изменения в содержании физических и умственных нагрузок, а также в средствах и методах их активизации. (Н.А. Фомин)
1.2 Физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьно возраста
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (831)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |