Комплексный анализ рынков сбыта
Таблица № 1
Если указана средняя цена товара и цена на одном из рынков, то из предыдущего уравнения легко определить цену товара на другом рынке. Примечание: все условные обозначения параметров соответствуют приведенным в таблицах № П.1 и П.2.
1.2. Комплексный анализ выпускаемой продукции за отчетный период /на основе таблицы № П.1/. Анализ проводится по изделиям по следующим критериям: 1) средней прибыли на единицу продукции при реализации ее на внутреннем и внешних рынках (показатель 2.4., 2.5 табл. № П.1); 2) рентабельности производства товаров, при реализации их на внутреннем и внешних рынках (показатель 5.1., 5.2 табл. № П.1); 3) качества продукции, которое в первом приближении может оцениваться наличием (+) (отсутствием) (-) сертификата качества (показатель 4.1., табл. № П.1); 4) удельной прибыли на единицу трудоемкости (показатель 5.3., 5.4 табл. № П.1); 5) длительности производственного цикла (показатель 3.2., табл. № П.1); 6) зависимости от рынка сырьевых ресурсов, которая определяется в данном случае по удельному весу материалов, полуфабрикатов, комплектующих в себестоимости (показатель 3.3., табл. № П.1); причем чем больше величина этого показателя, тем предприятие в большей степени зависит от рынка ресурсов; 7) уровня перспективности рынков сбыта товара (Упер.i), который в общем случае определяется:
У пер.i = Еi /пер /Е .i /тек , где Е.i/пер , Еi/тек -общая перспективная и текущая емкость внутреннего рынка i-го товара (показатели 6.3 и 6.1 из табл. №П.1для внутренних рынков и 6.2, 6.4 для внешних рынков). Чем выше значение этого показателя, тем больше потенциальные возможности предприятия для расширения своей деятельности на рынке. 8) Другим показателям. В процессе анализа заполняется таблица приоритетов №2. Основной целью проведения такого анализа является ранжирование выпускаемых предприятием товаров в зависимости от величин выбранных критериев приоритетности. Одним из возможных способов проведения такого ранжирования является процедура экспертной бальной оценки. Для ее реализации все критерии приоритетности в таблице №2 располагаются в порядке убывания их значимости, что отражается в максимальной бальной оценке (Табл. №2). Количество используемых критериев и их максимальная бальная оценка выбираются индивидуально по мнению студента. Показатели, по которым максимальное значение предпочтительнее (например, прибыль на единицу товара), имеют максимальное значение баллов. Показатели, по которым минимальное значение предпочтительнее (например трудоемкость или длительность производственного цикла) также берутся за максимальное значение баллов. Для реализации комплексного анализа по номенклатуре выпускаемой продукции необходимо заполнить таблицу №2. Комплексный анализ продукции по технико-экономическим показателям (таблица приоритетов). Таблица № 2.
Примечание: З - абсолютное значение соответствующего показателя по товару; Б - бальная оценка показателя. Таблица приоритетов (таблица№2) заполняется последовательно по всем товарам. Основной целью проведения такого анализа является ранжированиевыпускаемых предприятием товаров в зависимости от величин выбранных критериев потребности для обоснования их производства в перспективе. По каждому критерию приоритетности все товары (А, В, С и Д) оцениваются следующим образом: 1) товар, имеющий максимальное (минимальное) значение критерия - получает максимальное количество баллов; 2) все остальные товары получают по этому критерию пропорционально меньшее количество баллов. Например, прибыль по товару А максимальная (по сравнению с другими товарами) и равна 100 руб./ед. Это соответствует максимальному количеству баллов - 10. Прибыль по товару В равна 65 руб./ед., что в бальной оценке будет соответствовать пропорции: 100 – 10 65 – Х Х= 65 * 10/100=6,5 (баллов). Это означает, что товар В по данному критерию получает 6,5 баллов. В случае, если минимальное значение критерия приоритетности соответствует максимальной бальной оценке (например, по длительности производственного цикла),то ему тоже присваивается максимально большая оценка, например, товар А имеет Тц=4дня, что соответствует 8 баллам, а товар В имеет Тц=12 дням), то составляется обратная пропорция: 1/4 – 8 1/12 – Х Х=8/3=2,67. Это означает, что товар В по данному критерию получает 2,67 балла. Далее определяется общая сумма баллов, набранных каждым товаром по всем критериям. Наиболее предпочтительными являются товары, набравшие максимальное количество баллов. В случае, если товар реализуется как на внешнем, так и на внутреннем рынках, то сравнение товаров идет только по внутреннему рынку, поскольку не смотря на высокую эффективность производства товара на экспорт, расширение присутствия предприятия на внешних рынках весьма ограничено в перстпективе. Анализ рассчитанной таблицы №2 позволяет сделать выводы о: 1) ранжировании уровня перспективности товаров для предприятия на основе рассматриваемых критериев (какой товар на 1 месте и почему и т.д.); 2) выборе наиболее перспективных товаров для предприятия (набравших наибольшее число баллов); 3) целесообразности снятия с производства наименее привлекательных для предприятия товаров и др.
1.3. Комплексный анализ рыночной конъюнктуры выпускаемых товаров за отчетный период и перспектив ее развития.
Анализ рыночной конъюнктуры товаров за отчетный период осуществляется на основе таблицы №3. Исходные данные для проводимого анализа приведены в таблице № П.2. В качестве критериев приоритетности могут рассматриваться следующие: 1) уровень перспективности рынка для каждого товара (Упер i) (расчет см. в п.1.2.7); 2) доля предприятия на рынке (см. п.6 табл. № П.2); 3) экономическая выгодность предприятия от работы на рынке, которая определяется суммой прибыли полученной им в отчетном периоде на рассматриваемом j-том рынке (ПРi-j), т.е.
ПРi-j=(Цi-j – Сi) *Ni-j, где
Цi-j – цена i-го товара на j-том рынке в отчетном периоде (пок. 7 или пок. 8, если рынок экспортный) табл. № П.2), руб.; Сi – себестоимость i-го товара в отчетном периоде (пок.2.3 табл. № П.1), руб.; Ni-j – объем поставки предприятия i-го товара на j-тый рынок в отчетном периоде (пок. 5 табл. № П.2), шт./год. 4) экономическая «ниша» (Нэ) для расширения деятельности предприятия на рынке, которая определяется: Нэ=100 – Д i-j– Дi-j-доля, занимаемая предприятием по i-му товару на j-том рынке (%); Дj-к -доля к-го конкурента на j-ом рынке (%) (пок.11. табл. № П.2.); m -количество конкурентов, присутствующих наj-ом рынке (пок.9. табл. № П.2.). Если Нэ=0 - это означает, что рынок заполнен всеми конкурентами и необходима специальная политика для увеличения доли предприятия на нем. Если Нэ>0, то на рынке есть потенциальная возможность увеличения доли предприятия при эффективной ценовой политике. Чем больше значение Нэ, тем более привлекателен рынок предприятия. 5) Уровень конкуренции на рынке может определяться различными показателями, например, количеством конкурентов, присутствующих на рынке (пок.9. табл. № П.2.) или суммарной долей рынка, занимаемой всеми конкурентами ( 6) Ценовые преимущества предприятия (DЦ) рассматриваются относительно цены конкурентов на рынке за отчетный период. Причем, если у предприятия на рынке 1 конкурент, то DЦ определяется: DЦ= Цi-j – Цj-к ,где
Цi-j –цена i-го товара предприятия на j-том рынке (показ. 7 или 8 табл. № П.2); Цj-к – цена i-го товара к-го конкурента на j-ом рынке (пок.10 табл. № П.2.); В случае, если у предприятия несколько конкурентов на j-ом рынке, то его ценовые преимущества определяются относительно средней цены конкурентов (Цкср), которая, в свою очередь, рассчитывается: Цк ср=( Дj-к-доля к-го конкурента на j-ом рынке (%) (пок.11. табл. № П.2.); m -количество конкурентов, присутствующих наj-ом рынке (пок.9. табл. № П.2.). Ценовые преимущества предприятия в этом случае будут определяться: DЦ= Цi-j – Цк ср
Если DЦ<0 , то у предприятия есть ценовые преимущества на рынке, причем чем больше абсолютная величина отрицательного значения показателя, тем большие преимущества имеет предприятие. Если DЦ>0 – предприятие не имеет ценовых преимуществ на рынке, т.к. его цена превышает средние цены конкурентов. 7) Необходимость рекламной деятельности констатируется ее наличием в таблице №П.2 (+) или отсутствием (-) на определенных рынках. Наличие рекламной деятельности сопряжено с дополнительными затратами предприятия и повышением себестоимости товаров, а, следовательно, снижает экономическую привлекательность рынков и снижает прибыль производителя. Ранжирование рынков по товарам целесообразно осуществлять на основе экспертной бальной оценки. Все критерии приоритетности рынков располагаются в таблице №3 в порядке убывания их значимости для предприятия, что отражается в максимальной бальной оценке (см. табл. №3). Количество используемых критериев, их максимальная бальная оценка выбираются индивидуально студентом. Для каждого критерия приоритетности сначала определяется числовое значение на основе расчетов, а затем его соответствующая бальная оценка. Значения показателей в баллах, как и в предыдущем пункте, определяются исходя из реальной величины критерия для данного рынка. Причем возможны два подхода к комплексной оценке рынков: n по рынкам для одного товара; n по рынкам для всех товаров. Представляется целесообразным первый подход. Далее определяется общая сумма баллов, набранных каждым рынком и товарам. Наиболее предпочтительными являются рынки, набравшие максимальное количество баллов. Далее проводится анализ проведенных расчетов, в результате которого все рынки разделяются на: n перспективные, т.е. на которых предприятию целесообразно расширять свою деятельность; n не перспективные, т.е. на которых необходимо постепенно уменьшать свои продажи; n ограниченно перспективные, т.е. на которых предприятие вынуждено продолжать свою деятельность в отсутствии других рынков.
Все рекомендации, связанные с отказом деятельности предприятия на отдельных рынках, необходимо аргументировать
1.4. Анализ производственной мощности предприятия по выпуску товаров /без дополнительных капвложений/. В процессе технико-экономического анализа выпускаемой продукции, а также рыночной конъюнктуры товаров может сложиться ситуация, когда производство и реализацию одних товаров необходимо заменить другими технологически подобными, по условию работы это А и В, С и Д/ для повышения эффективности производства и наиболее полного использования производственной мощности предприятия. Для этого строятся кривые производственных возможностей предприятия по технологически подобным изделиям.
Методика построения кривых производственных возможностей предприятия по производству изделий А и В состоит в следующем: А) Определяется суммарная трудоемкость производства изделий А и В (ТА+В), исходя из производственных возможностей предприятия оп формуле по выпуску товаров А и В ТА+В = ТА * NmaxА + TB* NmaxВ , где ТА , TB – трудоемкость изготовления соответственно изделия А и В на предприятии (показатель 3.1 таблица П.1.); NmaxА , NmaxВ – производственная мощность предприятия по выпуску соответственно изделий А и В (показатель 1.1 таблица П.1.). б) Строится функциональная зависимость объемов выпуска изделия А от объемов выпуска изделия В, т.е Nmax/А = f (Nmax/B) . Эта функциональная зависимость в данном случае имеет следующий аналитический вид: Nmax/A = (ТА+В - ТВ* Nmax/B)/ ТА .
Графически кривая производственных возможностей предприятия показана на рис. 1. Координаты точек, расположенных на прямой АВ соответствуют различным сочетаниям масштабов производства изделий А и В на данном предприятии, и полному использованию производственной мощности. Аналогично строится кривая производственных возможностей предприятия по производству изделий С и Д (см. рис. 1).
Д В
Рис. 1. Кривые производственных возможностей предприятия по производству изделий А и В, С и Д Комплексный анализ рынков сбыта
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |