Подбор литературы и ее изучение
« После утверждения темы курсовой работы на заседании кафедры и одновременно с работой над планом студенты самостоятельно приступают к составлению списка литературы по теме курсовой работы и ее изучению. Этот этап предполагает активную работу в научной библиотеке, в первую очередь с предметными и алфавитными каталогами, библиографическими справочниками, указателями и т.п. Выделяют три источника библиографической информации: - первичный (статьи, диссертации, монографии и т.д.); - вторичный (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация, и т.д.); - третичный (обзоры, компилятивные работы, справочные книги, и т.д.). Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся научные сведения) и собственно научную - о самом содержании уже известных знаний. В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения: - какие исследования и какими учеными-экономистами проводились и проводятся по данной проблематике; - где (в каких источниках) опубликованы результаты этой работы; - в чем конкретно они состоят. Вся собранная студентом информация фиксируется в виде записей. В соответствии с принятой классификацией научной информации материалы, которые обрабатывает студент в процессе информационного поиска, относят к первичным, вторичным или третичным. Первичные материалы - записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, алфавитный ка- талог по проблеме исследования, и т.д. Вторичные материалы - записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д. Третичные материалы - записи, обобщающие первичные и вторичные. Их представляют в виде содержательного обзора, в котором фиксируют полученную информацию об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования. Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования. Это означает, что то или иное понятие, которое в экономической теории разными авторами может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь одно, четко определенное автором значение. Толкование выделенных понятий можно найти в следующих источниках: - энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные; - толковые словари: общие (С. И. Ожегова, В. И. Даля и др.) и специальные; - предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования. Найденные определения понятий фиксируют и подвергают анализу, сравнению, классификации, обобщению и др. Для упорядочения работы нужно представить результаты проведенного поиска и обработки в виде совокупности записей. Текст I (констатирующий, текст-рассуждение): выделяются основные понятия исследования и определяются логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы. Текст II (констатирующий): дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа. Текст III (творческий): анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы. Именно текст III, как итог работы над понятиями, входит в основную часть курсовой работы. Как показывает практика, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 10-15 источников. На этом этапе необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретации, охарактеризовать полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты исследования в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была). При изучении литературы целесообразно соблюдать определенную последовательность. Начинать следует с общетеоретических и методологических источников, далее ознакомиться с официальными документами (законами, указами, положениями) по вопросам, рассматриваемым в курсовой работе. Затем имеет смысл перейти к изучению монографий и журнальных статей по изучаемой теме, статистическим сборникам, и т.п. Рекомендуется просмотреть последние (12-е) номера специальных журналов за ряд лет, где приводится тематический перечень статей, опубликованных в них за год. Особое внимание следует обратить на публикации в журналах «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Эксперт», «Вопросы статистики», «ЭКО» и др. Полезным источником информации могут стать ресурсы INTERNET, к которым следует подходить достаточно критически, с учетом цели и задач курсовой работы по микроэкономике. Недопустимо механическое использование материалов, полученных из мировой информационной сети. Отбирая специальную литературу, следует иметь в виду ее быстрое «моральное старение», поскольку процессы социально-экономической трансформации современного общества в целом и России в частности протекают исключительно динамично. Использование устаревшей литературы и «старых» статистических данных может привести к снижению итоговой оценки при защите курсовой работы. В процессе изучения литературы студент должен решить, какой фактический материал необходимо использовать для получения завершенного исследования. Анализ статистических и других фактических данных позволит сделать логичные и обоснованные выводы по избранной проблематике. Если студент использует приложения к курсовой работе, то тем самым можно представить более глубокий спектр активных действий проведенного самостоятельного изыскания. Источниками фактических данных могут быть статистические сборники и справочники, российские и региональные. Кроме того, целесообразно во многих случаях проводить практическое исследование на основе отчетных данных отдельных предприятий и организаций.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |