Специфика формирования правописных навыков в процессе изучения русского языка. Понятие орфографической зоркости. Принципы русской орфографии
ЛЕКЦИЯ № 6 (55 -56 ) Тема: Методика грамматических понятий и орфографических правил. План 1.Формирование грамматических понятий у младших школьников. 2.Специфика формирования правописных навыков в процессе изучения русского языка. Понятие орфографической зоркости. Принципы русской орфографии. 3.Методика работы над орфографическим правилом. 4.Роль упражнений и письменных работ как метода практического усвоения русского языка: закрепления знаний, выработки умений и навыков. 5.Грамматический разбор. 6.Методика проведения списывания: А) текстуальное и выборочное; Б) простое и творческое. 7.Виды диктантов и методика их проведения. Место диктантов в системе письменных работ и упражнений по русскому языку 8.Свободное письмо, его виды. 9.Методика проведения перевода. Современная программа по грамматике состоит из 4 разделов: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». В результате обучения в младшей школе учащиеся приобретают начальные сведения из фонетики и графики, морфологии, получают важные сведения о частях речи, предложении и его основных видах, о главных и второстепенных членах предложения, об однородных членах. Программой придается большое значение умениям и навыкам в области правописания, приобретаемым в связи с изучением грамматики. Морфологические понятия На уроках грамматики, как и чтения, учащиеся осознают разнообразные значения слов, начинают понимать, что слова как-то группируются по значению: оказывается, что, например, слова кустарник, травы, деревья, при всем их различии, могут быть обозначены одним понятием и словом – растения.(мебель, посуда и т.д.) В первый год обучения дети учатся различать слова по вопросам: что? кто? Что делает? какой? К концу первого года обучения они уже знают, что если слова отвечают на вопрос что? – значит это неодушевленный предмет и т.д. Таким образом, грамматический вопрос ведет к пониманию грамматического значения слова. Постепенно уточняясь, все эти знания становятся все более разносторонними и связанными между собой. Труднее учащимся разобраться с таким понятием, как падеж. Основным средством при этом явлении, кроме правильной постановки вопросов, противопоставление одних форм другим, сходным в каком-либо отношении, но различным в другом(напр, муж. И жен. Род прилагательных, 1 и 3-е склонение имен существительных) Родственные слова и морфологические части слова. Упражнения в выделении корня вносят в понимание слова существенные изменения и способствуют осмысленному усвоению правописания гласных и согласных в нем. Корню противопоставляется окончание. Роль окончания выясняется при изучения состава слова. Понятие о приставке формируется в сопоставлении с предлогом как отдельным словом, частью речи. Именно сопоставление, т.е. нахождение сходств и различий, способствует усвоению этих грамматических понятий. Синтаксические понятия. Одновременно с формированием морфологических понятий идет и осознание структур словосочетания и предложения. Хотя синтаксические понятия отличаются от морфологических многими особенностями, дети все равно их путают( части речи – части слова –члены предложения; имя существительное - подлежащее). Одним из важнейших синтаксических понятий является понятие «словосочетание». Вырабатываются такие умения и навыки: выделять пары связанных между собой слов, умение поставить вопрос от слова к слову и правильно согласовать одно слово с другим: согласовать в роде, падеже, числе, лице, поставить в нужном падеже имя существительное или местоимение в зависимости от глагола или от другого существительного (любить сына, любовь к сыну, интересоваться работой, интерес к работе). Понятие «предложение» начинает формироваться у детей еще в период обучения грамоте чисто практическим путем. В дальнейшем это понятие развивается лишь в практическом порядке: дети выделяют предложения в связном тексте, восстанавливают деформированные предложения, составляют свои предложения на определенные темы. Таким путем они узнают, например, об интонации, о порядке слов, о некоторых видах предложений, о знаках препинания. Более полные сведения учащиеся получают о подлежащем и сказуемом. Существенно важным при этом является понимание детьми таких признаков подлежащего и сказуемого: 1) подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, подлежащее, как правило, выражается именительным падежом имени существительного или местоимения и отвечает на вопрос кто?, что?; 2)сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, и выражается большей частью глаголами, отвечая на вопрос что делать? При этом важно, чтобы дети выделяли в качестве подлежащего и сказуемого слова, а не группы слов. Второстепенными членами предложения являются все другие слова, кроме предлогов, союзов и частиц, знакомство с которыми осуществляется постепенно, при прохождении морфологических и синтаксических тем курса. Вывод: параллельно с грамматическими понятиями идет развитие пунктуационных умений и навыков, развивается синтаксический строй и собственная речь учащихся. Специфика формирования правописных навыков в процессе изучения русского языка. Понятие орфографической зоркости. Принципы русской орфографии. Навыки – такие действия, которые на основе осознания в результате более или менее длительных упражнений выполняются без усилий сознания, постепенно становятся настолько прочными, что не требуют постоянного обращения к правилу, автоматизируются. Специфика формирования правописных навыков: -обучение правописанию должно опираться на активное использование различных видов памяти школьников: зрительной, слуховой, речедвигательной, моторной; -наиболее доступными для младших школьников являются правила, имеющие фонетическую основу, которую составляют умения определять ударный слог в слове, слышать разницу между звонкими и глухими, твердыми и мягкими согласными, произносить их попарно и т.д.; -работа над правилами правописания в 4 классе имеет пропедевтический характер: дети должны «осознать сущность работы, усвоить алгоритм ее выполнения, приобрести опыт совместной с учителем деятельности со значительным количеством слов на указанные правила, усвоить отдельные приемы подбора проверочных слов». Задачи обучения правописанию: -развитие орфографической зоркости; -усвоение алгоритма применения правила; -накопление запаса проанализированных совместно с учителем и многократно употребленных при письме слов на изучаемые правила. Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. В русском языке много разных по своей природе орфограмм. Природу русской орфографии раскрывают принципы. Разные типы орфограмм подводятся под действие морфологического, фонематического, традиционного, фонетического принципов и дифференцирующих написаний. «Принципы русской орфографии – основные, исходные положения, определяющие специфику правописания и лежащие в основе методики обучения следующих пяти принципов», – писал М.Р. Львов. «Ведущим принципом орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем — значащих частей слова. Например, корень дом во всех случаях обозначается этими тремя буквами, хотя в словах домашний и домовой звук [о] корня произносится по-разному: [да]машний, [дъ]мовой». Морфологический принцип – согласно которому соблюдается единообразие в написании морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний) несмотря на различия в их произношении. В соответствии с этим принципом значимые части слова, повторяющиеся в разных словах и формах, всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Орфограммы, соответствующие этому принципу, проверяются на основе знания грамматики, состава слова и словообразования. Проверка орфограмм включает в себя и понимание значения слова, и морфемный анализ, и фонетический анализ и грамматический анализ слов. -Безударные гласные в корне слова (проверяемые) -Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова -Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок -Разделительный Ъ -Непроизносимые согласные в корне слова -Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен существительных -Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж) -Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения в наст. и буд. временах Фонетический принцип – согласно ему, пишется та буква, которая обозначает слышимый звук (вопреки морфологическому принципу). Суть этого принципа заключается в максимальном соответствии письма звуковому составу произносимой речи. Есть слова, где произношение не расходится с правописанием, такие слова пишем, как слышим. Случаи с правописанием орфограмм изучаемых в старших классах, ученик начальной школы пока запоминает. Фонематический принцип гласит: «Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях», где фонема определяется как «ряд позиционно чередующихся звуков». Фонематический принцип объясняет в основном те же случаи правописания, те же орфограммы, что и морфологический принцип, но с другой точки зрения, что помогает понять природу орфографии. -Безударные гласные в корне слова (проверяемые) -Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова -Непроизносимые согласные в корне слова -Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен существительных -Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения в наст. и буд. временах Традиционно-исторический принцип – согласно которому написание слова закреплено традицией родного языка, либо сохраняет написание по языку-источнику. Не определяемые правилами слова учащимися усваиваются с помощью орфографического словаря. -Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу) -Безударный гласный (непроверяемый) в корне -Звонкие и глухие (непроверяемые) согласные в корне слова Дифференцирующий принцип. Суть его в различном написании с целью различения слов-омоформ. Здесь главное семантика слова в данном контексте. Этот принцип называют еще смысловым, логическим. По этому принципу пишущий должен учитывать смыл слова в данном контексте. -Заглавная буква в начале предложения -Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и др. именах собственных -Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок -Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих Орфограмма – это написание, которое требует применения специального орфографического правила (ошибкоопасное место). Орфограмма — это «написание, требующее проверки, та буква, то сочетание букв, та морфема, та позиция между словами, тот стык морфем, то место разделения слова при переносе на другую строку, которое нуждается в проверке или обосновании; в орфограмме всегда не менее двух возможных вариантов написания, один из которых (правильный!) выбирает пишущий». Сознательный характер письма состоит в следующем: во-первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении ряда правил — графических и орфографических; наконец, в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений. Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т. е. для развития орфографических навыков. Вывод: только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме — одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1535)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |