Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика)
Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно данные долги образуются от продаж в кредит. Виды дебиторской задолженности предприятия: · Задолженность расчета за товары, срок оплаты которых не наступил, · Задолженность за работы и услуги, не оплаченные в срок · Дебиторская задолженность по векселям полученным · Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом · Дебиторская задолженность по расчетам с персоналом.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Управление дебиторской задолженности предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью денежных средств в ходе осуществления кредитной политики предприятия. Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью: 1) Анализ дебиторской задолженности. При анализе устанавливается уровень дебиторской задолженности и её динамика. Данный уровень и её динамику можно определить по формулам:
УДЗ = ДЗ / ОА Где: УДЗ – Уровень дебиторской задолженности; ДЗ - Дебиторская задолженность; ОА -Оборотные активы.
Ддз = ДЗсо / СООрп Где: Ддз – динамика дебиторской задолженности (период инкассации); ДЗсо - Средний остаток дебиторской задолженности; СООрп - Сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде. СОдз = ОР / СОдз Где: СОдз - Скорость обращения дебиторской задолженности; ОР - Объем реализации; СОдз - Средний остатокдебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность разбивается по срокам ее инкассации, затем рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности и выделяются группы с сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности. Определяется сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность путем сопоставления дополнительной суммы прибыли, полученной от реализации за счет предоставления кредита с суммой затрат по оформлению кредита, инкассацией долга и прямых финансовых потерь в связи с невозвратом долга. 2) Формирование кредитной политики по отношению к покупателю. Решаем два вопроса на раннем этапе: · Формы реализации продукции в кредит · Какой тип кредитной политики следует избрать предприятию. Форма реализации продукции в кредит делится на товарный кредит и потребительский кредит. Товарный кредит – реализация продукции на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Предоставляется оптовым покупателям на срок от 1 до 6 месяцев. Потребительский кредит – предоставляется физическим лицам в розничной торговле. Типы кредитной политики: · Агрессивный · Умеренный · Консервативный. Данное разделение основывается на уровне доходности и риска. 3) Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту. Для этого надо знать объем реализации. Это можно рассчитать по формуле:
Сс = (ОРП × КСсц × (СПк + СППк) / 360 дней Где: Сс - Сумма средств; ОРП - Объем реализации продукции; КСсц - Коэффициент соотношения себестоимости и цены единицы продукции; СПк - Средний период предоставления кредита; СППк - Средняя просрочка платежа по предоставленному кредиту. 4) Формирование кредитных условий. Формирование кредитных условий: · Срок предоставления кредита · Стоимость предоставления кредита · Размер кредита · Система штрафных санкций при несвоевременном погашении кредита. 5) Формирование на предприятии различных форм реинвестирования дебиторской задолженности. Формирование на предприятии различных форм реинвестирования дебиторской задолженности: · Факторинг (продажа долгов) · Учет выданных покупателями векселей · Форфейтинг (продажа долгов при внешнеэкономических сделках) 6) Эффективный контроль за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Здесь применяется «анализ АВС». Оценив характер существующей дебиторской задолженности, анализируются состав дебиторов, выявляются состав безнадёжных долгов. Безнадежные долги могут быть покрыты за счет специально сформированных ресурсов, в части счета резерва по сомнительным долгам. Средства, отраженные в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении данных средств из оборота предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к ухудшению финансового состояния данного предприятия. Основу управления дебиторской задолженностью составляет кредитная политика. Этапы формирования кредитной политики: - определение принципов кредитной политики (рисковая, умеренная, безрисковая). - формирование системы кредитных условий (срок кредита, размер, стоимость, система штрафов за просрочку исполнения обязательств). - формирование стандартов оценки платежеспособности дебиторов. - формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности (сроки и формы предварительного и последующего напоминания о долге, условия продления сроков возврата долгов и т.д.). - обеспечение использования системы рефинансирования дебиторской задолженности на предприятии (передача долга, использование долга в качестве залога и другие формы).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1501)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |