Целинных и залежных земель в Каз-не и его последствия.(1954-1964)
В 1954 г. ЦК КПСС принял решение о расширении посевных площадей в стране за счет освоения целинных земель в северных районах Каз-на, в Сибири, на Урале и Северном Кавказе. Это были зоны рискованного земледелия с очень уязвимыми к эрозии почвами и недостаточной увлажненностью. Их распашка означала отказ от интенсивных методов агротехники, консервирование отсталых способов хоз-вования. Уже к августу 1954 г. в Каз-не было распахано 6,5 млн. га. К началу 1955 г. площадь обрабатываемых земель выросла на 8,5 млн. га. С осени 1954 г. началось создание еще 250 совхозов. Всего в годы освоения целины (1954-1960гг.) было распахано 25,5 млн. га. Всего на освоение целины было выделено более 20 млрд. руб. Первые годы освоения целины, кроме засушливого 1954 г., были достаточно благоприятными. В 1956 г. в стране был собран рекордный урожай. Однако нарушение экологического равновесия и ветровая эрозия уже в конце 50-х годов стали превращаться в серьезную проблему. К I960 г. в Северном Каз-не из-за нерационального освоения целинных земель из хозяйственного оборота было выведено более 9 млн. га. почв. С начала 60-х годов начались периодические засухи, приведшие к катастрофе 1963 г., когда впервые страна была вынуждена для обеспечения продовольствием закупить за границей 12 млн. тонн зерна на 1 млрд. долларов. Эффективность целинных почв ежегодно падала. Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Каз-не сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса традиционной отрасли сельского хозяйства республики - животноводства. В 1955 г. пришлось принять специальное постановление ЦК КПСС и обязать 47 степных районов и 225 совхозов разводить мясной скот. Начались работы по орошению земель и расширению кормовой базы. В результате с большим трудом удалось поднять общую численность скота в республике к 1960 г. до 37,4 млн. голов (в 1928 г. - 29,7 млн. голов). Тем не менее, рост численности населения привел к определенным затруднениям в обеспечении продовольствием, что заставило власти в 1962 г. впервые пойти на повышение цен на мясо на 30% и на масло - на 25%. Планируемого увеличения производства мяса в три раза не получилось. Отрицательно на сельском хозяйстве сказалась и реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) с обязательным выкупом техники колхозами и совхозами. Более благополучные хозяйства, несомненно, выиграли от реформы и получили возможность улучшить организацию труда. Однако многие колхозы попали в критическое положение, т.к. выкуп техники изъял все средства, полученные в результате повышения закупочных цен, и потребовал новых государственных дотаций. Эта реформа вызвала отток квалифицированных специалистов-механизаторов из села и сокращение парка сельскохозяйственных машин. В Каз-не сокращение было покрыто только присылкой техники на освоение целины. В целом, освоение целины превратило Каз-н в один из крупнейших производителей зерновых в мире и в то же время заложило причины длительного кризиса сельского хозяйства в республике в последующие годы. 46.соц экономическое развитее Каз -на Проанализировать соц-эконом положение Казахстана в 1965-1985 гг. В начале 70-х годов происходило свертывание реформ, начатых в середине 60-х. Поднять эффективность общественного производства не удалось. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использование потенциала республики. За период 1970-1985гг общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности – более чем втрое. Было введено около тысячи новых промышленных предприятий и цехов, в их числе Казахский газоперерабатывающий завод, завод пластмасс в Шевченко, Карагандинский завод резинотехнических изделий, Павлодарский и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, Экибастузская ГРЭС, Капчагайская ГЭС и др. Сформировались территориально-промышленные комплексы – Мангышлакский, Каратау- Джамбульский, Павлодар- Экибастузский. В основе экономики лежал принцип директивного управления и диктат центра. Сырьевая направленность экономики Казахстана привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность, производство товаров народного потребления. Около 60% непродовольственных товаров народного потребления поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья. Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции, уменьшении национального доход. Планы развития страны не выполнялись. Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана к кризису. Кризисные явления нарастали и в сельском хоз-ве. В эти годы проявляется устойчивая тенденция снижения урожайности. В животноводстве производство, за исключением птицы, было убыточным. В 70-80гг. снизились реальные доходы населения. Нарастал дефицит товаров народного потребленя, привычными стали многочасовые очереди. Всякое инакомыслие подавлялось. Таким образом, кризисные явления в 70-80-е гг. нарастали во всех сферах жизни Каз-на. 47. Российско-имперские Уставы о сибирских (1822г.) и оренбургских (1924г.) киргизах: цели и социально-политические последствия.В 20-х годах 19в. царское правительство начинает реформаторскую деятельность в отношении казахских земель. Эти реформы были направлены на: ликвидацию ханской власти, ликвидацию традиционной казахской системы управления, изменения административного, территориального, а так же судебного управлении Казахстана. Поводом ликвидации ханской власти в Казахстане стало участие казахов в крестьянской войне Е.Пугачёва, а так же восстанием С. Датова показавшем бессилие ханской власти. Царское правительство начало реформу по ликвидации ханской власти со Среднего жуза. Проект управления Средним Жузом «Устав о Сибирских киргизах» от 1822г. был разработан генерал-губернатором Западной Сибири М.М. Сперанским. По реформе 1822г. территория Ср.ж. вошла в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства. Он был разделён на административные единицы: аул-волость-округ. Аул состоял из 50-70 кибиток, волость из 10-12 аулов, и округ из 15-20 волостей. На территории Ср.ж. было создано 7 внутренних округов: Каркаралинский, Кокчетавский, Аман-Карагайский, Ушбулакский, Баянаульский, Аягузский, Акмолинский, чуть позже было создано ещё 3 округа. Во главе округов стояли ага-султаны, избираемые только султанами на срок в 3 года, им присваивали чин майора российской службы, а через 9 лет они могли просить дворянское звание. Округи подчинялись Омскому областному управлению. Во главе волостей стояли султаны.срок их правления не ограничивался, и власть переходила по наследству. Аулами управляли – аульные старшины, избиравшиеся из народа каждые 3 года.они же в свою очередь подчинялись волостным управителям.Все судебные дела разделили на 3 категории: жалобы на управление, исковые жалобы, уголовные дела.реформа создавала предпосылки для роста торгово-экономических процессов в стране, позволяла казахам без ограничений сбывать свои товары свободно. Реформу нового управления Младшим жузом «Устав об Оренбургских киргизах» от 1824 г разработал Оренбургский генерал-губернатор Эссен. По реформе территория вошла в состав Оренбургского генерал-губернаторства. Младший жуз разделен на 3 части: Восточную, Среднюю, Западную, во главе с султанами- правителями. Казахи трех частей делились условно на близлинейных и степных. С 1831 г близ линии создаются адм.единицы - дистанции, разделенные на старшинства . Дистанциями возглавляли дистанционные начальники. Также отсутствовала выборная система. Все должностные лица начиная от султана-правителя до аульной старшины назначались Оренбургским генерал-губернатором. По уставам 1822 и 1824-го годов ханская власть в Казахстане была ликвидирована и введена система территориального управления. Все это, т.е. ликвидация ханской власти и введение нового порядка управления были произведены в интересах царизма. 48. распад СССР причины и последствия
В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось. В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие: · СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным; · СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов; · сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий; · советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны; · единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями; · политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит. Последствия: · распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; · коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; · разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; · возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (602)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |