Словарь «Логопсихология и логопедагогика»
Аграмматизм (от греч. agrammatos — нечленораздельный) — нарушение речевой деятельности, выражающееся в неправильном использовании грамматической системы языка. Различают импрессивный Аграмматизм— ошибки в понимании значения грамматических конструкций, а также экспрессивный Аграмматизм — ошибки в грамматическом оформлении активной речи. Аграмматизм возникает вследствие поражения определенных (речевых) зон коры головного мозга. Обычно является симптомом афазии', у детей наблюдается при алалиях. Явления Аграмматизма могут быть компенсированы в результате специального восстановительного обучения. Аграфия (от греч. а- - - приставка со значением отрицания и grapho — пишу) — нарушение письма. Как правило, Аграфия обусловлена поражением речевого отдела коры больших полушарий головного мозга и является симптомом речевых расстройств, связанных с нарушениями звукового анализа слов и овладения звуковым составом слова. У детей Аграфия может выступать одним из проявлений алалии или афазии. Аграфию необходимо отличать от ошибок при письме, характерных для детей с нарушениями слуха. Компенсация Аграфии осуществляется с опорой на зрительные и кинестезические ощущения звукопроизношения. Алалия (от греч. а----приставка со значением отрицания и lalia — речь) — отсутствие или ограничение способности пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте. Проявляется в стойком недоразвитии механизмов владения фонетико-фонематическими, лексическими и грамматическими средствами языка. Возникает в результате недоразвития или поражения (при травмах, энцефалите и др.) в доречевом периоде развития речевых зон коры больших полушарий головного мозга. Различают моторную и сенсорную Алалию (последняя встречается значительно реже; иногда наблюдается смешанная форма — сенсомоторная Алалия). Моторная Алалия характеризуется преимущественным недоразвитием звуковой (экспрессивной) стороны речи при достаточно сохранном ее понимании. При сенсорной Алалии отсутствует понимание речи, вследствие чего не происходит овладение ею. При Алалии ограничение речевого общения приводит к вторичному недоразвитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления). Постановка диагноза требует разграничения Алалии и вторичных речевых нарушений при умственной отсталости и дефектах слуха. Коррекционное обучение при Алалии осуществляется преимущественно в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Алексия (от греч. а-----приставка со значением отрицания и лат. lego — читаю) — расстройство речи, выражающееся в неспособности к чтению, а также к усвоению навыков чтения. Встречается относительно редко по сравнению с менее выраженной формой — дислексией. Возникает при поражении коры головного мозга, в частности как проявление алалии или афазии. Анартрия(от греч. anarthros — нечленораздельный) — нарушение артикуляции, делающее практически невозможной членораздельную речь; крайне выраженная степень дизартрии. Афазия (от греч. а- — приставка со значением отрицания и phasis — высказывание) — нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха. Афония (от греч. а- — приставка со значением отрицания и phone— голос) — неспособность к звучной и громкой речи при сохранной шепотной речи. Истинная (гортанная) Афония бывает вызвана поражениями артикуляционного аппарата (вследствие острых и хронических заболеваний гортани и т. п.). Функциональная Афония возникает как следствие психических травм при истерии и неврозах. В результате нарушения нервной регуляции речедвигательного аппарата не происходит полноценного смыкания голосовых связок. Функциональная Афония излечивается преимущественно методами психотерапии. Афразия (от греч. а- — приставка со значением отрицания и phrasis— выражение) — расстройство речи, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу. Баттаризм (от франц. battre— бить, ударять) — нарушение речи, при котором, как и при тахилалии, слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, а также, помимо этого, сопровождаются нечеткостью артикуляции, «проглатыванием» окончаний и т. п. В результате речь становится очень неразборчивой. Б. часто сопутствует невропатии как одно из проявлений повышенной возбудимости. Брадифразия (от греч. bradys — медленный и phrasis — выражение) — патологическая замедленность речи. Возникает вследствие нарушения баланса нервных процессов (преобладание торможения над возбуждением). Речь страдающих Брадифразией отличается нечеткой артикуляцией, растягиванием гласных; из-за повышенной утомляемости продолжительные высказывания затруднительны. Гнусавость — устаревший термин, которым ранее обозначались речевые нарушения, определяемые в современной дефектологии как ринолалия. Дети с нарушениями речи — дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении. Нарушения речи весьма разнообразны. Дизартрия (от греч. dis-----приставка, означающая расстройство, и arthron — сочленение) — расстройство артикуляции, вызванное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Возникает в результате различных органических поражений ЦНС. В зависимости от локализации участка поражения различают бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую Дизартрия Бывает выражена в различной степени — от нечеткого произношения отдельных звуков до полной неспособности произношения звуков (анартрия). Дизартрии сопутствуют изменения темпа и интонации речи, нарушения звуко-слоговой структуры высказывания, что делает речь крайне непонятной. Дисграфия (от греч. dis-----приставка, означающая расстройство grapho — пишу) — частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слова и структуры предложения. В основе Дисграфии у детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдаются неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонетическим (звуковым) составом слова. Наиболее тяжелая степень этого нарушения — аграфия — полная неспособность к овладению навыком письма. Дислалия (от греч. dis- — приставка, означающая расстройство, и lalia — речь) — нарушение произношения звуков и их сочетаний, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (механическая Дислалия), неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия (функциональная Дислалия). Крайне выраженная форма — алалия. Коррекция Дислалии осуществляется при помощи специально логопедических упражнений, направленных на формирование навыков произношения и слухового различения звуков, устранение недостатков речевой моторики, предупреждение возможных нарушений чтения и письма. Дисфония (от греч. dis-----приставка, означающая расстройство, и phone — голос) — частичное расстройство голоса, при котором, в отличие от афонии, звукопроизнесение сохраняется, но страдает необычным тембром, слабостью или прерывистостью. Как правило, Дисфония — следствие заболеваний гортани, проходит в результате лечения. Заикание— сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Косноязычие — нарушение звукопроизношения, выражающееся в искажении или замене звуков речи. Может выступать одним из симптомов общего недоразвития речи, а также в качестве самостоятельного нарушения. Возникает вследствие аномалий речевого аппарата, нарушений его иннервации (органическое Косноязычие). В раннем возрасте незрелость речи ребенка проявляется в том числе и в так называемом физиологическом Косноязычии, которое проходит по мере освоения ребенком фонетической системы языка. Если этот процесс нарушен или затруднен, возможно закрепление неправильного произношения (функциональное Косноязычие). Наиболее часто искажению иди замене подвергаются шипящие и свистящие звуки, а также звуки р и л. Логоневроз(от греч. logos — слово, речь и neuron — нерв) — невротическое заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Проявляется в виде мутизма или заикания. Возникает в результате психической травмы, содержание которой отражается в картине заболевания. С течением времени смягчается. Характеризуется общеневротическими проявлениями (снижение самооценки, рост тревожности, подавленное настроение, вегетативные расстройства), а также невротическим поражением речи, в частности в виде логофобии (страха речи). При этом мучительное предчувствие неполноценности своего высказывания блокирует механизм звукопроизнесения. Лечение проводится преимущественно методами психотерапии. Логопатия (от греч. logos — слово, речь и pathos — страдание, болезнь) — термин, который в дефектологии служит для общего обозначения различных видов речевой недостаточности при нормальном слухе. Логопедия(от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение) — педагогическая наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Логопедия исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания. Логопсхилогия - отрасль специальной психологии изучающая психологические особенности лиц с различными речевыми расстройствами. Изучает причины, механизмы, симптоматику, структуру нарушений в познавательной, эмоционально-волевой сферах, а также межличностных отношений детей с нарушениями в речевом развитии. Логопедагогика - это направление специальной педагогики, разрабатывающий вопросы исправления речи детей и подростков. Мутизм (от лат. тиШа — немой) — отказ от активной речи. Возникает преимущественно в школьном возрасте в результате психической травмы. Представляет собой невротическую реакцию на психотравмирующую ситуацию. В зависимости от природы этой травмы Мутизм может быть тотальным (полное и постоянное молчание) или, чаще, избирательным (проявляющимся лишь в определенных случаях); нередко возникает на фоне заикания. Если Мутизм сохраняется длительное время, это может привести к ЗПР. Немота — собирательный термин, используемый для обозначения вызванного различными причинами отсутствия устной речи. В некоторых случаях Немота бывает вызвана нарушениями речевого аппарата (в частности, параличом речедвигательных мышц). При нарушениях слуха Немота возникает вследствие неспособности ребенка овладеть устной речью. При нормальном слухе к Немоте могут быть отнесены расстройства, определяемые как мутизм. В случаях глубокой интеллектуальной недостаточности неспособность к овладению речью также приводит к Немоте. Ринолалия (от греч. rhinos — нос и лат. lalia—- речь), паталалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Искажения тембра голоса и звукопроизношения проявляются вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании. Через расщелину в мягком и твердом небе воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа; при этом звуки речи становятся излишне нозализованными (носовыми), речь малоразборчивая, монотонная (устаревшее название Ринолалии - - гнусавость). Такая форма Ринолалии называется открытой в отличие от закрытой, которая проявляется при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, искривлениях носовой перегородки, опухолях и хронических воспалительных процессах носоглотки. При закрытой Р. носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса звукообразования и голос лишается ряда обертонов, звучит глухо, с искажением носовых звуков «м», «н». Сопряжённая речь — логопедический прием, заключающийся в одновременном созвучном произнесении двумя или несколькими людьми слов и фраз. Для детей с нарушением речи высказывание в Сопряжённой речи значительно легче самостоятельного. Поэтому Сопряжённая речь используется как важный способ преодоления речевых нарушений (в частности, заикания) на ранних этапах логопедической работы, предшествующих самостоятельному проговариванию. Тахилалия (от греч. tachys — быстрый и lalia— речь) — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа при сохранении фонетического оформления, лексики и грамматического строя речи. Тахилалию следует отличать от баттаршма, при котором нарушаются и другие названные компоненты речи. Устраняется во время специальных логопедических занятий. Фонастения (от греч. phone — звук и asthenia — слабость, бессилие) — нарушение голосообразования, наступающее при отсутствии органического поражения речедвигательного аппарата. Часто выступает следствием чрезмерной голосовой нагрузки, проходит после достаточного отдыха, в необходимых случаях — после физиотерапевтических процедур. Фонастения может иметь психогенный характер, т. е. может быть вызвана психической травмой; в этом случае устранение явлений Фонастения требует психотерапевтического воздействия. Шепелявость — устаревший термин, которым ранее обозначались нарушения произношения, определяемые в современной логопедии как сигматизм. Таблица «Психология детей с речевыми нарушениями. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи»
Графическая работа 1.Головной мозг, его строение с выделением зон слуха, зрения, речи и движения:
2. Строение слухового анализатора:
3.Строение речевого аппарата:
4.Строение зрительного анализатора:
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5011)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |