К 3 Умение о формах правительства
' В уиобом государстве, именуемом республикой, предполагается существование не только суверена, творящего законы, но иправительства, их исполняющего. Суверен олицетворяет волю, правительство — силу. Воля определяет содержание закона, сила осуществляет его исполнение. Таким образом, законодательная и исполнительная власти различаются. Законодательная власть при всех условиях принадлежит народу в целом, форма же правительства определяется многими факторами. Однако в любом случае правительство — это всего лишь «посреду-ющий механизм, установленный для сношений между подданными и сувереном, уполномоченный приводить в исполнение законы и поддерживать свободу как гражданскую, так и политическую». Члены этого организма называются магистратами. С ними народ не заключает никакого договора; они всего лишь назначаемые должностные лица, «служители суверена». «Это (магистратура. — И. К.),— пишет Руссо, — безусловно, не более как поручение, должность; исполняя это поручение, они, простые чиновники суверена, осуществляют его именем власть, блюстителем которой он их сделал, власть, которую он может ограничивать, видоизменять и отбирать, когда ему будет угодно; ибо отчуждение такого права несовместимо с природой Общественного организма и противно цели ассоциации» (с. 192). Критерий различения форм правительства традиционный — число правящих. Используя его, Руссо выделяетдемократию, аристократию и монархию. Что касается демократии, то она как форма правительства может существовать скорее теоретически, нежели практически. Во-первых, демократии в точном значении этого слова никогда не существовало. Во-вторых, при демократии законодательная власть соединяется с исполнительной «и государь, и суверен, будучи одним и тем же лицом, образуют, так сказать. Правление без Правительства». В-третьих, «неправильно, чтобы тот, кто создаёт законы, их исполнял, или чтобы народ как целое отвлекал свое ьнимание от общих целей, дабы обращать его на предметы частные (а правительство как раз и предназначено для того, чтобы занимать-c» частными делами, т. е. применять законы к конкретным случаям. -— ff ку Ничего нет опаснее, как влияние частных интересов на °бщественные дела и злоупотребления, допускаемые Правительст-ом при применении законов, — это беда меньшая, нежели подкуп Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГОВРЕМРни законодателя, — это неизбежное последствие существования частных расчетов» (с. 199-200). Для установления действительной демократии требуется соблюдение трудно выполнимых условий; число граждан должно быть невелико, а территория государства — мала; должны царить простота нравов и соблюдаться общественное и имущественное равенство. Короче, «если бы существовал народ, состоящий из богов, то он управлял бы собой демократически» (с. 201). Таким образом, остается правление либо аристократическое либо монархическое. Целесообразность установления того или другого образа правления зависит от многих факторов: размеров государства, численности населения, наличия богатств и т. д. Главное, конечно, размеры территории — чем они больше, тем очевиднее стремление к единовластию. 1 Правительства и соответственно государства в целом склонны к вырождению. Существовать вечно они не могут. «Политический организм, — пишет Руссо, — так же как и организм человека, начинает умирать с самого своего рождения и несет в себе самом причины своего разрушения» (с. 217). Однако существуют, полагает Руссо, средства, используя которые можно продлить жизнь государства. Прежде всего следует принять меры для сохранения суверена — законодательной власти, ибо она — сердце государства. Суверен же действует только тогда, когда народ находится в собрании. Руссо, предвидя возражения по поводу возможности собрания всего народа, восклицает: «Народ в собрании, скажут мне, — какая химера! Это химера сегодня, но не так было две тысячи лет тому назад. Изменилась ли природа людей?» (с. 218). Руссо настаивает на необходимости регулярных собраний народа. А чтобы эти собрания действительно не превратились бы в химеру, он предлагает следующее: «...если невозможно свести размеры государства до наилучшей для него величины, то остается одно средство: не допустить, чтобы оно имело столицу». Заседать правительство должно попеременно в каждом городе. А городов должно быть как можно меньше, ибо «стены городов возводятся из обломков домов деревень» (с. 219-220). Собственно, это и предлагал Руссо в своем проекте конституции для Корсики. Получается, что патриархальный деревенский быт — лучшая гарантия устойчивости государства. Суверен должен постоянно контролировать действия правительства и препятствовать его вырождению. Само по себе учреждение правительства состоит из закона, определяющего форму правительства,
ЖАНЖАКРУССО кта назначения должностных лиц в соответствии с ним. При этом $ерен не связан этим законом, как, впрочем, и любым другим; он [раве также сменить назначенных должностных лиц. Руссо полагал, •о для эффективного контроля за деятельностью правительства и •хранения за народом его верховных прав достаточно периодически ;траивать собрания народа, на которых следовало ответить на два >проса. «Первое: Угодно ли суверену сохранить настоящую форму равления. Второе: Угодно ли народу оставить управление в руках ;х, на кого оно в настоящее время возложено» (с. 227). Вместе с тем Руссо признает возможность в ряде случаев уста-ювлениядиктатуры. «Если же опасность такова, что соблюдение аконов становится препятствием к ее предупреждению, то назначают ысшего правителя, который заставляет замолкнуть все законы и на ihc которое время прекращает действие верховной власти суверена. В подобном случае то, в чем заключается общая воля, не вызывает сомнений, и очевидно, что первое желание народа состоит в том, чтобы Государство не погибло» (с. 244). При этом, однако, диктатор имеет право на все, кроме права творить законы. Руссо предлагает также создатьтрибунат — орган, не обладающий ни законодательной, ни исполнительной властью, но контролирующий правильность исполнения законов и цензуру, предназначенную для охранения нравов. Последняя проблема весьма занимала Руссо. Он полагал, что нравы являются четвертой, особой, разновидностью законов наряду с политическими, уголовными и гражданскими. Причем Руссо считал их наиболее важными, ибо от них зависели первые три разновидности законов, «К этим трем родам законов добавляется четвертый, — пишет Руссо, — наиболее важный из всех; эти законы запечатлены не в мраморе, не в бронзе, но в сердцах граждан; они-то и составляют подлинную сущность Государства; они изо дня в день приобретают новые силы; когда другие законы стареют или слабеют, они возвращают их к жизни или восполняют их, сохраняют народу дух его первых установлений и незаметно заменяют силою привычки силу власти. Я разумею нравы, обычаи и особенно мнение общественное» (с. 190-191). С этим связано и отношение Руссо к религии. Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |