Проект государственных преобразований
Программа государственных преобразований, как уже отмечалось, была разработана Десницким в связи с работой Комиссии о сочинении проекта нового Уложения, когда, по словам ученого, Екатерина П «и последнего из подданных, самоеда, приглашает участником быть в законодательной власти» (с. 149). Его проект не затрагивал основы монархии, которой Десницкий отдает очевидное предпочтение перед республикой, полагая, что последней форме правления присущ ряд существенных недостатков: «В прямой республике, как в таком правлении, которое больше есть правление законов, нежели людей, весьма трудно можно обойтись без смятений и треволнений. И... невозможно удержать всех в единомысленном повиновении верховной власти, в которой всякий гражданин принимает равномерное участие. Здесь и последний думает о себе, что он наравне с первым. Такое мнение равенства часто в республике выходит за предел и делается препятственным к согласию... В таких обстоятельствах законы и не делаются и не исполняются со строгостью и беспристрастностью, от чего рождается всенародное своевольство и раздор в отечестве» (с. 182-183). Вместе с тем Десницкий считает необходимым организовать систему управления в монархии в соответствии с принципом разделения властей, предлагая учредить законодательную, судительную и наказательную, т. е. исполнительную, власти, причем так, чтобы СЕ. ДЕСНИЦКИЙ «одна власть не выходила из своего предела в другую» (с. 101). Хотя Песницкий и подчеркивает, чтозаконодательной власти в Российской империи, «кроме монархов, никто в полном значении не может иметь», однако считает необходимым участие в законодательной власти Правительствующего Сената, но в значении законосовещательного органа. Сенат, по мысли Десницкого, должен был состоять из шестисот-восьмисот «персон», избранных от различных сословий: «из земельных владельцев... из купеческих и художественных людей (т. е. ремесленников. — Е. Т.),.. из духовных и училищных мест». При этом сенаторы «не должны ни полушки иметь жалованья, довольствуясь... одной честью и привилегиями, какими их монархам российским заблагорассудится наградить за такое рачительное их старание об отечестве» (с. 103). Сенаторы должны были избираться сроком на пять лет, но не более двух сроков подряд с тем, чтобы большее число людей могли «оказать свои услуги отечеству и научиться правоправлению и законоискусству в сенаторской должности» (с. 104). Члены Сената обладали равными правами независимо от сословной принадлежности. Все решения Сената подлежали утверждению монарха. При этом уклонение от занятия сенаторской должности рассматривается Десницким как повод «стыдиться пред Богом и пред всем светом»: «Наше отечество, — утверждает ученый, — составляет некоторую целость, которой мы все считаемся частные члены, почему за непростительный грех поставляется у народов, если кто, живучи в отечестве, независящим себя от оного считает» (с. 106). Наибольший интерес представляет часть проекта Десницкого, посвященная принципам организации судебной власти. Десницкий впервые формулирует требованиеустности и гласности судопроизводства. «Не худо бы было, — советует он Екатерине П, — если бы... судьям приказано было все решения дел криминальных и тяжебных печатать и издавать оные во всенародное известие, ибо через сие установление такой изрядный успех в правосудии произведен быть может, что и судья принужден будет с великою осторожностью поступать в суде. И люди притом, читая разные решения... больше будут научаться всему тому, чего им в житии и во владении своем опасать-ся должно» (с. 109). Гласность судопроизводства, в представлении Десницкого, будет иметь большое воспитательное значение для об-Щества, пробуждая в нем стремление к уважению чужих и защите еобственных прав. «Да ничто в тайне, но откровенно и посторонним Раздел VII_______ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИИ известно судимо было и исходило в свет для научения народного!» -^ пишет ученый.12 Десницкий выступает также за учреждениесуда присяжных«по примеру английскому» иадвокатуры, которая необходима, по его мнению, для того, чтобы «дела с великой осторожностью и справедливостью решены были». Предвидя возможные возражения, Десницкий поясняет, что, хотя «многие думают, что адвокаты великое затруднение своим словопрением причиняют в суде, однако во многих государствах опытом дознано, что без споров в суде справедливость находить иного средства нет». При этом на должность судьи мог претендовать только человек, выдержавший экзамен перед профессорами юридического факультета, а также «факультета адвокатов» и затем в течение пяти лет занимавшийся адвокатской деятельностью. Только соблюдение этих условий давало кандидату возможность «рекомендовать себя монарху» в качестве судьи (с. 110). Ученый считает необходимым обеспечитьнезависимость суцей прежде всего путем ихнесменяемости (с. 111). Десницкий предусматривает также возможность для судьи решить дело по аналогии, руководствуясь «совестью и справедливостью», так как «всех приключений ни в котором государстве законами... предвидеть вперед невозможно» (с. 108). Вместе с тем Десницкий настаивает на необходимостисмертной казни, применяемой без учета сословных различий, так как, по его мнению, «Бог и натура велит: око за око, зуб за зуб и жизнь за жизнь отнимать» — «это закон Божий и довольно натуральный» (с. 112). Исполнительная, или наказательная,власть, предоставляемая воеводам в губерниях, должна находиться, считает Десницкий, в подчиненном положении по отношению к законодательной и судебной: «порядок в отечестве требует узаконить, чтоб имеющие на-казательную власть ничего важного отнюдь от себя не предпринимали без обсуждения публичного пред судьями» (с. 114). Проект Десницкого предусматривал также учреждение«гражданской», т. е. городской власти, иначе говоря, местного самоуправления. Участие в ней рассматривалось ученым как публично-правовая обязанность, за неисполнение которой назначался высокий штраф —• «за ослушание и упрямство» (с. 119). Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной замысел Десницкого состоял в том, чтобы пробудить в обществе, в том 12 Цит по: Коркунов Н. М. Десницкий—первый русский профессор права. С. 31.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |