Оценка результатов учебной деятельности
Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако стишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ уч. деятельности уч-ся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала выявились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие. Выявлено, что учителя, имеющие склонность к авторитарному стилю деятельности, занижают отметки по сравнению с учителями демократического стиля, учителя с либеральным стилем, наоборот, завышают отметки. 5. Стиль деятельности учителя. Различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует "внешнюю" (экстринсивную) мотивацию учения, мотив "избегания неудачи", задерживает формирование "внутренней" (интринсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации, а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив "надежды на успех". Выделяют следующие методы мотивации. Эмоциональные методы мотивации:1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 -удовлетворение желания быть значимой личностью. Познавательные методы мотивации:1- опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 -развивающаяся кооперация. Волевые методы мотивации:1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности. Социальные методы мотивации (IV):1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование. Пытаясь применить выше изложенное , проект урока в 7 классе по теме “Плотность” получился следующим. Тип урока: изучение нового материала. Дидактическая цель:создать условия для активизации познавательной деятельности с помощью технологии проблемного обучения и исследовательской деятельности. Задачи урока: формирование умения наблюдать, высказывать гипотезы, планировать эксперимент, подтверждающий или опровергающий высказанные гипотезы; формирование навыков исследовательской деятельности учащегося. Цели по содержанию: Образовательная:ввести новую характеристику тела (вещества) – плотность через исследовательскую деятельность. Развивающая:развивать способность учащихся проблемного мышления для решения познавательных заданий; формировать представления о процессах научного познания; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух. Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский. Методы познания:наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование; проблемный. Основное содержание:понятие плотности вещества; формула расчета плотности; сравнение значений плотности различных веществ. Оборудование: для учителя: широкий прозрачный сосуд с водой; подсолнечное масло; пробка; замороженный консервированный горох; весы. для учащихся: мерные стаканчики с песком и опилками; весы с разновесками, вата и гвозди массой 50 г; кирпич, линейка, таблица плотностей; мензурка, болт нити.
На всех этапах урока использовался Эмоциональный метод мотивации: поощрение(Молодец! Хорошо! Умница! Все выполнил правильно!....)
Заключение. Уважаемые коллеги, вы знаете, что актуальной задачей современной российской школы является перенос основного внимания с процесса передачи знаний на процесс развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, где особенно важным являются отношения между учащимися и учителем, складывающиеся в процессе обучения. Воспитание у школьников познавательного интереса к физике, ощущение их успешности во многом зависят от личности учителя, от нас с вами. Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету достижению успеха в обучении? Как показывают исследования, ими, прежде всего, являются: Эрудиция учителя, умение предъявлять к ученикам необходимые требования и последовательное усложнение познавательных задач. Такие учителя обеспечивают в классе интеллектуальный настрой, приобщают учащихся к радости познания. Увлеченность предметом и любовь к работе, умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач. И конечно, доброжелательное отношение к учащимся, атмосфера полного доверия, располагающая к тому, что можно спокойно подумать, найти причину ошибки, исправить ее; порадоваться своему успеху и успеху товарища. Педагогический оптимизм – вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем самым побуждать желание узнавать и учиться. Психологи связывают мотивацию к учению со множеством факторов, сама мотивация к учению - это целый комплекс мотивов. Редкий школьник относится к жизни и учебе как к поступку. В основе ПОСТУПКОВ лежат мотивы. Отвечая на вопросы о мотивации, большинство подростков в очередной раз "впервые" задумываются о смысле жизни, и времени, отведенного на ответ, хватает лишь на "изложение" уловленных тенденций "педагогического эфира". Мотив побуждает и направляет процесс деятельности, «за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов». Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Заключение
Формирование мотивации на уроках физики в подростковом возрасте является одной из основных проблем современной школы. Особенность формирования мотивации учения обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у подростков приёмов в самостоятельного приобретения знаний на уроках физики и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей и активной жизненной позиции. В современной школе важна задача формирования познавательной мотивации. Мотивация необходима, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. При изучении зависимости эффективности учебной деятельности от мотивации ученые рассматривают мотив и мотивацию с различных позиций. Анализ подходов ученых к понятию "мотив" дает возможность выделить его сущностные признаки. Мотив рассматривается как побуждение к деятельности; осознанное побуждение к определенному действию, источник действия, его внутренняя сила; механизм внутреннего формирования образа действий, которое, проявившись вовне, дает объективный результат; то, что отвечает на вопрос "зачем?"; побуждение, направленное на конкретный объект; "узел", в котором сходятся потребности субъекта, актуальные на данный момент, и возможности их реализации, содержащиеся в ситуации; предмет удовлетворения потребности, намерение, свойство личности, состояние, формулировка, удовлетворенность; внутренняя предрасположенность человека интересоваться позитивными стимулами и стремиться к ним, а негативных стимулов избегать, при этом удовлетворение стимула есть цель мотива. Таким образом, особое значение в достижении успеха в учебной деятельности имеет мотивация. Данный вопрос является очень актуальным, особенно в практическом приложении. В настоящее время ученые продолжают изучать влияние мотивации на эффективность учебной деятельности. Например, А.М. Матюшкин отмечал, что с познавательной мотивацией связывают продуктивный творческий тип активности личности в учебной деятельности.
Список литературы · Хекхаузен К. Мотивация и деятельность: Т. 1. - М.: Педагогика, 2011. · Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2006. · Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ,2009. · Дэкерс Л. Мотивация: теория и практика: расширенный курс. - М., 2007. · Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2004. · Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении. - М.: Норма, 2007. · Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000. · Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М., 2003. · Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1999. · Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. · Немов С.Р. Психология. - М.: Владос, 2003. · Библиотека “Первого сентября” “Я иду на урок физики” 7 класс, Москва, 2000г. · Е.П.Ильин “ Мотивация и мотивы” Питер, 2000г
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (669)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |