Развитие предпосылок усвоения грамматического значения слова в связи с его формальными признаками
Коррекционная работа по развитию предпосылок усвоения грамматического значения слова в связи с его формальными признаками строится с учетом результатов диагностических данных и онтогенетической последовательности овладения детьми с речевой патологией различными грамматическими категориями. С этой целью определены следующие направления коррекционного воздействия: - развитие умения определять род различных частей речи по их конечной части слова; - развитие умения понимать грамматическое значение суффиксов в именах существительных и именах прилагательных. Практическое задание 6: 1.Составьте карточки-схемы, аналогичные предыдущим, которые будут помогать учениками в определении рода различных частей речи по их конечной части слова. 2. Приведите примеры заданий игрового характера, которые будут способствовать развитию умения понимать грамматическое значение суффиксов в именах существительных и именах прилагательных. Критерии оценки:
4.1. Развитие умения определять род различных частей речи по конечной части слова Развитию данных умений способствуют следующие упражнения. A. Определение рода существительных по конечной букве. Материал - карточки с частями слов: земл... (), кро... (), картин... (), солнц... (), неб... (), бумаг... (), дива... (), пале... (). Ученику предлагается прочитать слова, вставить пропущенные буквы и местоимения (он, она, оно) в скобки. Вместе с учителем уточняется закономерность между написанием конечной буквы слова и родом существительных. Б. Определение рода существительных по окончанию. Материал - карточка со словами, в которых пропущены буквы: ...кон (), ...са (), ...ло (), ...ро (), ...ра (), ...пор () и слоги: бал-, ли-, прави-, вед-, ды-, то-. Учащемуся предлагается подобрать соответствующие слоги и вставить их в слова, чтобы получилось слово (был - балкон) и определить его род. Затем он должен подставить к указанным словам местоимения (он, она, оно) и объяснить свой выбор. При затруднении показывается карточка со слогами, составляется слово, которое затем соотносится с местоимением. B. Развитие умения понимать грамматические значения уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением увеличения. Материал - картинки с изображением стола и столика, мяча и мячика, платка и платочка, дома и домища, глаза и глазища, носа и носища. Ученика просят назвать изображенные предметы, сказать, чем они отличаются .друг от друга, определить общую часть и выделить части, различающие слова. Г. Развитие умения понимать грамматическое значение существительных со значением лица при помощи суффиксов -гик--щик-. Речевой материал - слова: резать - резчик, лакировать - лакировщик, газ - газовщик, обувь - обувщик, сваривать - сварщик. Учащемуся предлагается прочитать пары слов и объяснить их значения, указать в чем различие и сходство словоформ. Д. Развитие умения понимать грамматическое значение существительных со значением предмета (с суффиксами -илк-, -ник-). Материал - карточки со словами: копить - копилка, коптить - коптилка, ночь - ночник, цветы - цветник. Процедура и инструкция - те же. Е. Развитие умения понимать грамматическое значение существительных с различными суффиксами. Речевой материал - стихотворение: Под ногами листопад, Листья желтые лежат, Листья желтые лежат, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок... В. Голяховский Учитель читает стихотворение и просит сказать, кто такие Шурш, Шуршиха и Шуршонок. Домашнее задание: 1)И.В. Прищепова стр 175- 184 читать и учить 2)Привести пример каждого вида задания, встроенного в содержание индивидуально-коррекционного занятия по русскому языку (тема и класс - на выбор студента, но обязательно в соответствии с программным содержанием). На следующее занятие принесите картинки с изображением слов-синонимав, слов -паронимов, слов -антонимов, верьбальный материал с использованием этих же категорий (стихи, рассказы) Практическое занятие 7. Обогащение и развитие лексики младших школьников на индивидуально-коррекционных занятиях План: 1.Содержание коррекционной деятельности по обогащению и развитию лексики 2. Основные приемы работы по обогашению и развитию лексики младших школьников на индивидуально-коррекционных занятиях 3.Практическое занятие 7. Содержание коррекционной деятельности по обогащению и развитию лексики Индивидуально-коррекционная работа по обогащению и развитию лексики строится с учетом особенностей формирования словаря у детей с данной речевой патологией. Коррекционное воздействие направлено на: -развитие объема и качества номинативного словаря, - умения называть действие по предъявленному предмету, - подбирать определения к слову, обозначающему предмет, -отбирать слова-антонимы, -отбирать слова-синонимы, -находить слова-омонимы, -узнавать слова и объяснять их значения, -выделять и объяснять переносные значения словосочетаний и предложений. С целью обогащения и развития лексики учащихся младших классов предлагаются следующие упражнения.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (900)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |