Прагматическая адекватность в журналистском произведении
Непременной чертой текстов в журналистике должна быть семантическая, синтаксическая и прагматическая адекватность-правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории. Строгое следование этим требованиям адекватности выступает сущностным условием реализации принципиально важной задачи массово-информационной деятельности- достижения информированности текста. Прагматика текста - это характеристика его отношений с аудиторией ( как информация осваивается). Проявляется прагматическая адекватность в условиях информативности: декодируемости (понятности, доступности информации для аудитории); небанальности (новизне); релевантности (степени соответствия информации интересам и потребностям аудитории). Добиться прагматической адекватной информированности по всеми кругу важных для конкретной аудитории вопросов чрезвычайно трудно. Мешает этому неполнота знаний журналистов , особенности их подхода к отображению жизни , трудности донесения информации до аудитории и м.др. Добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех необходимых условий информативности. Первое- небанальность , оригинальность сведений, сообщаемых аудитории. Наиболее простое проявление небанальности - новизна информации. Небанальна информации и актуализирующая уже известное, но забытое, для осмысления текущий проблем и событий. Неэффективна как абсолютно банальная , так и абсолютно оригинальная информация, журналист должен соблюдать меру с точной ориентацией на аудиторию. Второе- декодируемость, доступность сообщения, возможность понимания его аудиторией в соответствии с замыслом журналиста. Прежде всего журналист должен пользоваться доступным аудитории языком- словесным, письменным, изобразительным. Для это журналист должен знать тезарус (сокровищница) аудитории, ясно понимать смысловое наполнение слов, составляющих ее лексический запас. Во –вторых, журналисту должна быть свойственна ориентация на эмоциональный опыт аудитории и соответствующий образный язык ( символ цвета, образ животного). Ведь для разных наций разное значение имеет например корова или змея. В-третьих, декодируемость предполагает, что журналист в своем творчестве ориентируется на тот уровень знаний, каким располагает аудитория, что ему знаком «код культуры» аудитории и он опирается на него. Наконец, чтобы донести до аудитории свою мысль адекватно, требуется ориентированность в социальной позиции собеседников, менталитете аудитории. Нарушение правил доступности прикодит не только к затруднению понимания аудиторией предлагаемого журналистского текста, но и к раздражению, негативному отношению к источнику информации, к росту несогласия с мнением автора, формированию искаженных представлений о дейтвительности. Получается , что журналист работает против себя. Третье условие информативности- релевантность- ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений. Свойством релевантности обладают те произведения, которые соответствуют ее потребностям и интересам. Необходимо удовлетворять своим произведением одновременно и потребности и интересы человека. потребности –это объективная нужда в информации, проявляет не остро. Но необходимо прежде всего удовлетворять потребности, передать такую информацию, которая способствует созданию основ информированности, верной ориентации аудитории в действительности и фактора поведения- говорить от выбора товара до выбора президента. Интерес- субъективное желание, именно он является стимулом обращения аудитории к информации, он руководит ее поиском. Совмещать и потребность и интерес требует больших творческих усилий. Таким образом высокая информативность зависит от совокупности таких его качеств, как релевантность, декодируемость и небанальность. 12.Семиотическая адекватность в журналистской деятельности. Интересна и важна с точки зрения публичных коммуникаций семиотическая теория информации. Предметом семиотики являются законы функционирования знаковых систем. Семиотика имеет три основные части: синтактику (рассматривающую знак как формальную наименьшую часть кода, изучает структуру и правила соединения отдельных знаков); семантику (рассматривающую знак как носителя значения, изучает отношение между знаком и тем, что он обозначает); прагматику (рассматривающую текст или дискурс и понимание субъектом знаков). Семиотическая ситуация является основой понимания информации как системы знаков. В структуре семиотической ситуации в классическом варианте расположены три элемента: 1) обозначаемый предмет (как любой фрагмент действительности); 2) его умственный образ любого порядка, носителем которого является субъект; 3) сам медиум или медиатор – знак любого вида и происхождения. Субъект-носитель может быть рассмотрен как адресат, интерпретатор, респондент, обладатель умственного образа. Субъект в своем сознании совмещает и связывает образ познаваемого объекта и образ подходящего посредника знака. Так происходит идентификация знака.
2. Знак и информация Знак выступает в качестве носителя информации, что может быть отражено в следующих информационных схемах: - память – это хранилище информации; - понимание – раскодирование информации; - мышление – обработка информации; - знак – носитель, хранитель, транслятор, организатор информации; - значение – инвариант информации; - коммуниканты – передатчики и реципиенты информации. Совокупность знаков образует знаковую систему или язык. Знаку присуща двусторонность. С одной стороны, знак материален (имеет план выражения или денотат). С другой стороны, знак является носителем нематериального смысла (имеет план содержания). Готлоб Фреге – немецкий философ и логик, один из основателей логической семантики представил структуру знака в виде так называемого «треугольника Фреге». В нем простым языковым знаком выступает слово. Например, слово «дом». В качестве смысла будет выступать само понятие «дом», а в качестве денотата некий абстрактный дом. Если знаком будет выступать предложение, то смыслом будет высказанное суждение, а денотата может быть два – истинность или ложность высказывания, то есть соответствие и несоответствие высказанного суждения реальному положению вещей. Знаки различаются по совокупности признаков. Одна из наиболее известных классификаций знаков принадлежит американскому философу Чарльзу Сандерсу Пирсу. Он делит знаки на три основных группы: 1)иконические знаки – план выражения которых похож на план содержания (портреты, фотографии и т.д.). 2)конвенциональные (условные) знаки – план выражения которых не имеет ничего общего с планом содержания. Это большинство слов любого языка. 3)индексальные знаки – план содержания которых связан с планом выражения по смежности, отчасти похож. Также существуют классификации знаков, составленные: - по признаку системности: системные знаки (входящие в систему – музыка, речь, языки и др.) и внесистемные знаки (относительно свободные, не противопоставляемые никаким другим знакам или самостоятельно образующие группы – остатки некоторых знаковых систем или знаки, созданные в небольших группах – междометия, жесты, восклицания и т.д.); - по степени выраженности смысла: символы (форма максимально отражает значение - геральдика, эмблемы и т.д.); диакритики (нет прямой связи между формой и значением).
13.Виды и типы информации в журналистском тексте. Семантический аспект выражается в понятии «семантической адекватности» и отражает смыcл, содержание информации. Рассматривается семантическая адекватность посредством структурных элементов, в которые входят четыре основных типа информации: дескриптивная (или описательная); прескриптивная (или предписывающая); валюативная (оценивающая); нормативная (указывающая на способ действия). Последовательность типов информации, их расположение в информационном продукте являются способом выражения тех или иных мыслей, решения тех или иных журналистских информационных задач. Синтаксическая адекватность журналистского информационного продукта связана с упорядочиванием его структурных элементов. Их соотнесенность выражается в гармоничности самого текста, в его композиционном строении и в его идейной направленности. Синтаксическая адекватность строится на своего рода формуле текста, в которой отражаются степени соотнесенности того или иного типа информации, преобладание одного над другим.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3064)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |