Общая характеристика мотивации
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться. Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть - Потребности— это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения. Мотив— это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет действия. Мотивирование— это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенной иерархии, в зависимости от степени важности, т.е составлять мотивационную структуру. Стимулывыполняют роль внешних факторов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов В роли стимулов может выступать то человек способен обменять на желанный результат. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования.Стимулирование – это один из инструментов мотивирования. Чем выше уровень развития организации, тем меньших масштабов данный процесс. Воспитание людей, как один из методов мотивирования приводит к тому, что они сами проявляют интерес относительно деятельности организации, который имеет воплощение в действиям, следовательно, в стимулировании отпадает необходимость. На мотивацию оказывает воздействие следующие характеристики: 1. Усилие 2. Старание 3. Настойчивость 4. Добросовестность 5. Направленность Следовательно, мотивация - это совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей. Деятельность человека находится как под воздействием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и его задания, так и при открытом взаимодействии человека с этой же самой задачей. Внутренняя мотивация – это потребность достижений результатов в работе, возникновение интереса к работе, потребности саморазвития и т.д. Внешняя мотивация – это процессы стимулирования. Например, оплата за работу, распоряжения, правила поведения и т.п.
Мотивационный процесс. Мотивационный процесс можно разбить на шесть стадий: 1. Возникновение потребности; 2. Поиск устранения потребности; 3. Направленность действия и средства; 4. Осуществление действия; 5. Получение вознаграждения за осуществленные действия; 6. Устранения потребности
Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации - 1. Неочевидность мотивов 2. Изменчивость мотивации 3. Индивидуальная структура мотивов
Теория иерархии потребностей по Маслоу. 1. Потребности по Маслоу 2. Потребности по Альдерферу
Самовы- Ражение Потребность роста Самоутверждениение и признание Принадлежность, причастность Потребность в связи Безопасность Потребность существования Физиологические потребности
Физиологические потребности. Кданной группе потребностей относятся те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выживать, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Люди, которые работают в основном по причине необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т.п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание и рабочие условия не слишком отягощали существование. Потребности безопасности.Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии. Люди, испытывающие потребности этого рода, стремятся избегать волнующих ситуаций, любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Они оценивают свою работу в первую очередь с точки зрения обеспечения им стабильного существования в будущем. Люди с обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска. Для управления такого рода людьми следует создавать ясную и надежную систему социального страхования, применять ясные и справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями. Потребности принадлежности и причастности.Человек стремится к участию в совместных действиях. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во-первых, как на принадлежность к коллективу и, во-вторых, как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства. Хороший результат дают групповая форма организации труда Потребности признания и самоутверждения.Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. При управлении данными людьми надо использовать различные формы выражения признания их заслуг. Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности в гораздо большей степениносят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. При управлении людьми данного рода надо стремиться давать им оригинальные задания, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (610)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |